Древнерусская архитектура. "древнерусская архитектура" Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.


Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии.

Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.


София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.


Строение древнерусского храма

купол

барабан

закомары

апсида

портал


Владимирская школа

Новгородская школа


Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.

Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.

У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.

Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Владимирская школа

Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде


Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119

Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства


Новгородский храмы 14 века

Новая форма храма – трёхлопастное завершение.

Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками.

Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь.

Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374


Владимирская школа

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.

Владимирские храмы богато украшены.

Золотые ворота во Владимире

Пятиглавый Успенский собор во Владимире


Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.


Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился.

Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью


Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.

Этот храм является усыпальницей московских царей.


Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.


Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.


Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль.

Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма.

Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность.

Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света



Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами.

Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.


Церкви 17 века

Закомары


Церкви 17 века

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь


Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз.

В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец.

Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.


Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами.

Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.


Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея.

Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

Преображенская надвратная церковь



Какой собор является одним из самых древних, многоглавых?

Храм Покрова на Нерли

София Киевская

Храм Спаса на Нередице

Храм Василия Блаженного



В каком веке был построен Успенский собор Кремля?

16

14

12

15



Какой архитектор создал храм Василия Блаженного?

Бон Фрязин

Алевиз Новый

Аристотель Фиорованти

Барма



Какой собор был построен по приказу Андрея Боголюбского?

Успенский собор

во Владимире

София Киевская

Дмитровский собор

во Владимире

Храм Покрова на Нерли



Почему первые храмы назывались крестово-купольными? Потому что …

Над их куполом крест

В их основании крест,

а над ним - купол

Украшались крестами

и куполами


Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.














Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.



12 Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989году, в народе называлась Десятинной, так как князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Кудашова Ирина Анатольевна

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. София – премудрость Божья. Храм был построен при Ярославе Мудром. Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Число13 куполов, венчающих храм, символично. Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Кудашова Ирина Анатольевна

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах, в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской. По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Кудашова Ирина Анатольевна

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Ансамбль Кижского погоста Кудашова Ирина Анатольевна В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света – Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя. Шедевром деревянной архитектуры называют и весь музей-заповедник, расположенный на одном из островов Онеги.

11 слайд

Описание слайда:

Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), малой Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни (1874 г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам, общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее – Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом. Все эти здания образуют единый целостный художественный ансамбль. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения. Кудашова Ирина Анатольевна

12 слайд

Описание слайда:

В XVII веке большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких барабанах, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Кудашова Ирина Анатольевна

13 слайд

Описание слайда:

Храм Василия Блаженного в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.

14 слайд

Описание слайда:

Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый храм. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Кудашова Ирина Анатольевна

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань. В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, так как в 1652 году патриарх Никон приказал «шатровые церкви отнюдь не строить». Кудашова Ирина Анатольевна

17 слайд