Дубно. Фарный костел Святого Яна Непомука. Церковь св. Яна Непомуцкого на Зеленой Горе Архитектура и интерьер

В исторических источниках первые сведения о католическом приходе города достигают второй половины XVI в. Центром прихода был костел св.Андрея, который располагался в западной окраине городской территории вблизи Луцких ворот . Письменным упоминанием этот старый костел зафиксирован в 1596 г.


В 1625 князь А. Заславский утвердил замену грунтов между костелом и бернардинами для построения последними комплекса монастыря. Согласно этому соглашению костел был перенесен в северную часть центра города, где он расположен и в наше время. Историк В.Гупало предполагает, что костел был построен в том месте, где князь Януш Острожский поселил бернардинцев, осуществлявших службу при замковой часовне.

Историю приходского костела дополняют книги его визитаций, которые находятся в Заповеднике города Дубна. Эти книги содержат отчеты по 1799, 1810, 1814 и 1816 годам. В первой книге зафиксировано документ о предоставлении в 1612 году Владиславом-Домиником Заславским права на обеспечение рыбой на время поста дубенского плебана . В 1676 году князь Дмитрий Корибут Вишневецкий, белзький воевода, коронный польный гетман, передал костелу село Тростянец с приселком Иваниничи. Зафиксировано также фундуши княгини Теофил-Людвики Любомирской, мстиславского ловчего Адама Богдашевского, комиссара Дубенского ординации, местного самоуправления, луцкого и дубенского еврейских кагала. Эти предоставления измерялись деньгами (от 3000 злотых до 7000), недвижимым имуществом (усадьбы, земли), декретами и всевозможными привилегиями.


Вот только в неспокойном позднем средневековье среди стихий природных и человеческих выжить деревянному храму было практически невозможно.

Только за последнее столетие существования в деревянном облике в 1725 году костел разрушила сильная буря, испепеляющее пламя в 1749 и 1811 годах поглощало фарный костел святого Яна Непомуки целиком, не смотря на покровительство всех владельцев Дубно Острожских, Заславских, Любомирских и активную поддержку местной паствы. После последнего пожара все его имущество было перенесено в бернардинскую обитель , которая стала временным пристанищем прихода. Там совершались богослужения бывшего фарного костела и осуществлялись другие ритуалы. В то время, когда работал временный костел, началось строительство более надежного, каменного. В 1816-ом был заложен глубокий фундамент, возведены стены до шести локтей, но нестабильная политическая ситуация в стране приостановила строительство почти на три десятилетия.


Официальной датой окончания его возведения стал 1830 год, когда храм был освящен. Фарний костел, построенный местным священником о. Алоизом Осинским. Причем деньги на строительство собирали всем миром, включая щедрые пожертвования от еврейской кагалы Луцка и Дубно.


В архитектурном плане костел представлял трехнефную базилику, сложенную из камня и кирпича с последующим оштукатуриванием. Он является самобытным представителем романской архитектуры с небольшими вкраплениями ренессансных элементов: арочная ниша с фигурой святого Яна Непомуки, ризалит центрального входа с ломанной линией фронтона, колонный портал центрального входа дорического ордера, широкий фриз в обрамлении профилированных карнизов, высокие арки оконных проемов, лопатки боковых фасадов, который дополняет трехпилонная колокольня в юго-восточном углу комплекса.

Внутренний интерьер костела выдержанный в таком же сдержанном стиле отличают две разделяющие нефы колоннады дорического ордера, деревянная винтовая лестница на хоры, крестовые завершения боковых и полуциркульное на распалубках центрального нефов, пилястры тосканского ордера, раскрепованные карнизы, шлифованные каменные половые плиты.

На фасаде фарного костела Яна Непомука в Дубно более чем через полвека снова появилась надпись на латыни «GLORIA TIBI DOMINE», что означает «Слава тебе, Господи!».

Трехпилонная арочная колокольня на высоком цоколе комплекса с разорванным треугольным фронтоном, центральную часть которого украшает квадратная надстройка на два колокола под четырехскатной кровлей с венчающим крестом. Из декоративных элементов ее можно выделить объемный геометрический рисунок нижней части и профилированный карниз.

На протяжении XIX столетия костел Яна Непомуки не только вернул свою былую славу религиозного оплота католицизма дубенской земли (в его приход входила не только городская община, но и верующие из тридцати деревень уезда), но и превратился в центр милосердия и просвещения: при нем действовала школа в которой преподавались азы письма, чтения и христианства, а так же под его эгидой действовал госпиталь с приютом для немощных.


Достаточно интересными с точки зрения истории есть и другие сведения, которые подаются в книгах визитаций фарного костела. Например, в приход костела входило 30 деревень Дубенского уезда, где больше всего католиков проживало в Дитиничи (54 человека), Молодаво (44), Мирогоще (40), Тараканове (в документе Троканов, 34), и меньше (по 1 человеку) в Переросле, Буще, Судобичах. В инвентарях недвижимого и движимого имущества, принадлежащих к костелу сел Сады, Тростянец, поселка Иваниничи, пригорода Забрамы подаются поименные списки подданных. В селах фигурируют исключительно украинские фамилии, а на Юридице (от вала до Ильинского собора) - исключительно польские. Подается также детальное описание земель и сенокосов, поместий (тростянецкого и дубенского), скота, птицы, лесов и садов. Немало места отведено описаниям интерьера и атрибутики костела (алтарь, иконы, кресты, дарохранительницы, одежда священников, книги). В костельных книгах находим названия улиц города Дубна - Замковая, Фарская, Панская, Паненська, Твердая, Ладная, Чернеччина, Забрама (дословно - Забрама Луцка), Бернардинская, Сурмицька, Сурмицький пригород.

С 1927 г. обязанности пробоща (настоятеля) в костеле Яна Непомука начал исполнять Станислав Кузьминский. Он справлялся с обширной плебанией (служебными и хозяйственными зданиями и штатом священников и помощников), сочетая пастырскую службу и хозяйственную. 18 мая 1942, в номинации луцкого епископа Станислав Кузьминский получил степень инфулата Олицкой капитула. Эта степень оказывал священнику ряд привилегий, которые приравнивались к епископских. Именно этому настоятелю костела святого Яна Непомуки обязаны были своим спасением новорожденные еврейские дети Дубно, так как в страшные годы Второй мировой войны многих из них он уберег от немецкого геноцида выданным свидетельством о крещении. Гестапо арестовало пробоща, но через покровительство князей Радзивиллов отпустило, установив за ним слежку. В 1944 г.. Кузьминского предупредили о новом аресте. Он поспешно уехал из Дубно, не рискнув испытывать судьбу. За особые заслуги перед родиной инфулат Кузьминский был награжден орденом Белого Орла - чрезвычайно высокой наградой Польши.

Согласно "Универсальному дополнительному практическому толковому словарю". И. Мостицкого, изданному в 2005–2012 годах словосочетание "фарный костёл" означаетцерк. приходской, принадлежащий только приходу, а не какому либо монашескому ордену и т.п. «Фарой» называют и «приход» , так что «фарный» означает «главный костел прихода» .

Костел носит имя Яна Непомука, который родился приблизительно между 1340- м и 1350- м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В том месте, где сегодня располагается церковь Святого Яна Непомуцкого, ранее (по устным источникам) располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в 1355—1367 годах бурмистром населённого пункта Помук, о матери ничего не известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.

В 1370 году он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в священники.

После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе — докторскую степень.

В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.


Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал своё сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.

По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.

Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.

В советские времена в помещении костела находился спортзал местной спортивной школы.

В 1990г. здание получило статус памятника архитектуры. Возродился римско-католический приход в Дубно в нач. 90-х гг. Сначала католики имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже в 1991 г. костел был неофициально возвращен верующим. Ну а в 1994 году. городская власть вернула храм местной римо-католической пастве.
Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название- Фарной .

В 2012 году тут отмечался 400-летний юбилей прихода.

История возникновения костела Яна (Иоанна) Крестителя в деревне Мстибово

Уютная деревня Мстибово находится на территории Гродненской области и относится к Волковыскому району. Впервые об этом местечке в летописи было упомянуто в 1202 году . Деревушка довольна старая и имеет весьма богатую и насыщенную событиями историю, а также является местом, где находится интереснейшая достопримечательность.

В 1512 году на территории населенного пункта Мстибово был основан католический костел. Здание костела было построено из дерева. За время существования деревянной постройки она несколько раз сгорала при пожаре и заново отстраивалась. И только в 1910 году деревянное строение храма было разобрано, и вскоре на его месте возвели новый костел из камня. А спустя 20 лет после возведения костела его официально освятили в честь Иоанна (Яна) Крестителя.

Во время Отечественной войны в 1943 году в стенах костела фашистами были расстреляны 50 прихожан и настоятель М. Бурака. В послевоенное время настоятеля перезахоронили ближе к храму и возвели в его часть памятник, который напоминает всем о непоколебимой вере и преданности ксендза. Память об этом дне до сих пор витает в воздухе внутри храма.

Описание костела Яна (Иоанна) Крестителя в деревне Мстибово

Храм Святого Иоанна (Яна) Крестителя в деревне Мстибово носит гордое звание символа мужества, стойкости духа и веры. Этот храм является очень ценным сооружением и признан памятником архитектуры в неоготическом стиле . На сегодняшний день храм находится в отличном состоянии. Здание костела просматривается с очень далекого расстояния от него. Впечатление защищенности и умиротворения создает общий облик храма – старинный красный кирпич, яркие своды серебряных куполов. Основной фасад с западной стороны костела имеет три составляющие части: центральная, которая завершена щитом треугольной формы, и боковые, представляющие собой башни из двух ярусов, завершенных красивыми шатрами. Центральный вход сверху украшает большое окно из трех арок. По бокам фасады костела разделены двухъярусными проемами.

Интерьер храма Святого Иоанна украшает резной красивый алтарь из дерева XIX века, расположенный в северной части здания. Также в костеле находятся ценные иконы , относящиеся к XVIII- XIX столетиям.

Территорию костела Иоанна Крестителя окружает по периметру ограда из камня, на входе в которую встроена небольшая колокольня из двух ярусов. Датой постройки этой брамы- колокольни принято считать 1900 год .

Это не единственный костел в Беларуси, который имеет богатую и сложную историю, но именно этот храм прошел через исторические моменты, относящиеся ко всему народу, к его невыносимой душевной боли и тяжелым страданиям. Костел Иоанна Крестителя достоин отдельного внимания каждого из любителей путешествовать по памятным местам Беларуси. В этих краях можно поистине ощутить незримую связь между прошлым и настоящим.

Костел Св. Яна – готическая церковь, расположенная в Гданьске. Один из наиболее важных памятников в городе.

Первое упоминание о небольшой деревянной часовне Святого Николая относится к 1358 году. В 1360 году началось строительство новой трехнефной церкви на месте прежней. Работы были завершены в начале 15 века, однако строителями было оставлено место для башни, которую планировалось построить в будущем. В 1415 году был создан новый алтарь. В 1456 году епископ Джон Макартур разделил город на шесть приходов, костел Св. Яна стал приходским. В 1465 году костел Святого Яна получил звёздные своды. В 1543 году колокольня была уничтожена пожаром.

В 15 и 16 веках меценаты профинансировали строительство в общей сложности 13 алтарей в церкви. В 1612 году был построен самый красивый каменный алтарь работы Абрахама ван дер Блока, сохранившийся по сей день.

Во время Второй мировой войны костел сгорел. В послевоенные годы костел Св. Яна не был включен в список зданий, нуждающихся в плановой реконструкции. Большая часть сохранившихся вещей была передана в церковь Святой Марии в Гданьске. Реконструкция фасадов церкви началась в конце 1960-х годов, внутри костел оставался в разрушенном состоянии.

В 1991 году церковь была передана католической епархии, после чего здесь стали проводиться воскресные и праздничные службы. В 1996 году началась основательная реконструкция церкви: ремонт и укрепление внешних стен, внутренние работы, а также археологические раскопки. В декабре 2012 года из церкви Святой Марии вернулись на свои места эпитафии в стиле барокко Лоуренса Фабрициуса, Иоханна Хутзинга и Ультриха Кантзлера.

Церковь святого Яна Непомуцкого – не только храм и место паломничества. Это легенда о святом, в честь которого она была возведена, зашифрованная и воплощенная в камне, плод амбиций аббата Вацлава Веймлува и гения архитектора Яна Блажея Сантини.

Неподалеку от города Ждяр-над-Сазавой (Žďár nad Sázavou) на поросшей лесом Зеленой горе расположена Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого (Poutní kostel Svatého Jana Nepomuckého na Zelené hoře), которая входит в число наиболее оригинальных церковных христианских сооружений.

История храма

Первый камень заложили в 1719 году, а в 1722 костел торжественно освятили в честь святого Яна Непомуцкого. Строительство финансировал цистерцианский монастырь (во главе с аббатом Вацлавом Веймлувом), который находился в городе Ждяр-над-Сазавой. Это самое известное творение архитектора Яна Блажея Сантини Айхла. Церковь строилась специально для почитания святого Яна Непомуцкого, что и определило оригинальность ее архитектуры.

Посмотрите моё видео

Дело в том, что, согласно легенде, когда мученик Ян Непомуцкий был утоплен, над его телом возникла корона из пяти звезд. Поэтому-то во внутренней отделке церкви присутствуют звезды. Шестиконечные – символ Христа (Вифлеемские звезды), пятиконечные – напоминание о Яне Непомуцком, восьмиконечные – один из символов цистерцианского ордена. Но есть другая версия, что шестиконечные звезды – это дань увлечения Веймлувы и Сантини каббалой.

Архитектура и интерьер

Архитектурное решение костела, посвященного Яну Непомуцкому, необычно: церковь в стиле барочной готики имеет форму пятиконечной звезды. Цифра пять использована в этом костеле повсюду: у костела – пять выходов, алтарь имеет пять ниш, в центре – два раза по пять капелл.

Главный алтарь украшают пять ангелов и пять звезд на Земном шаре, олицетворяющих пять континентов, на которых распространялось христианство. Святой изображен стоящем на Земном шаре. Над его головой видны три маленьких ангела: один держит в руке ключ, а второй – печать, символ молчания святого.

На боковых алтарях изображены святые апостолы-евангелисты: Иоанн изображен с орлом, Лука с быком, Марк со львом и Матфей с книгой. Окружает костел Святого Яна Непомуцкого кладбище, которое также выполнено в форме десятиконечной звезды.

В 1994 году Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зеленой Горе вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы церкви

Апрель, октябрь: СБ-ВС 09:00-17:00;
май – сентябрь: ПН-ВС и праздники 09:00-17:00.

Вход в церковь св. Яна Непомуцкого возможен только с гидом. Длительность тура 45 мин.

Стоимость входных билетов

Взрослый – 110 крон;
со скидкой (дети 6-18 лет, студенты, пенсионеры) – 60 крон.

Как добраться

До Паломнического костёла Св. Яна Непомуцкого на Зелёной горе можно доехать от вокзала на автобусе 1А, 1В, 1С, 2А, 5, 6, остановка Bezručova, u pily. Затем надо пройти метров 500 до поворота направо на ул. Sychrova и по ней подняться к костёлу. По дороге перед вами откроются прекрасные виды на город и Конвентский пруд, близлежащий лес и Ждярский замок.

Моя оценка места: 5

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.