Как нужно правильно ходить в церковь. Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием. Когда можно исповедоваться в церкви

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки о здравии и об упокоении, купить свечи, поставить их и не спеша, благоговейно приложиться к иконам, положить пожертвование на канун.

Перед входом в храм, и войдя в храм , нужно трижды перекреститься и поклониться, молясь: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”, “Боже, милостив буди мне грешному”, “Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго”, “Вси святии, молите Бога о мне, грешном”.

Затем нужно поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое, - возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

Прикладываясь к иконам , следует сначала дважды с молитвой осенить себя крестным знамением с поклонами, потом поцеловать святой образ, а затем снова перекреститься и поклониться. Целовать следует изображение руки, край одежды Спасителя, Божией Матери или святого. Когда мы прикладываемся ко кресту, то целуем стопы Спасителя. На иконе усекновения главы св. Иоанна Крестителя целуем власы.

Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - на всенощной за елеопомазанием и после первого часа.

Проходя мимо Царских врат, надо остановиться, повернуться лицом ко Святому Престолу и перекреститься.

По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

"Каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверьми ее оградиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое - церковь.

По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее пред царскими вратами и положить три поясных поклона, а в Великий пост - три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становиться на свое место.

Церковь - земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывая их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно.

Церковь - судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным, по свидетельству Святого Евангелия (Лк. 18, 14). И потому должно отправлять чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему [Лествица. Слово 28, гл. 3].

На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, через которое могут войти в нее заразительнейшие страсти [Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик]" - пишет св. Игнатий (Брянчанинов).

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать, вести себя тихо и благоговейно, найти себе место в храме и, встав пред Богом, присоединиться к общей молитве. Если вы увидели знакомых, то поздоровайтесь с ними молчаливым поклоном.

Креститься во время богослужения принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, а во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует. Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните».

Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») в момент выноса их из алтаря (перед причастием) нужно совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни делаем поясные поклоны.

Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш").
Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни, или сильного утомления можно и посидеть. Святитель Филарет (Дроздов) сказал по этому поводу: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах". Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Если Вы пришли в храм с детьми , то надо следить, чтобы они вели себя скромно и тихо. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

В какой одежде ходить в храм?


Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в храм Божий, нам надо позаботиться об этом.

Одежда должна быть скромной, не броской, не обтягивающей, чтобы не отвлекать взоры молящихся. Полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Женщины покрывают голову платком или другим головным убором. Платок это знак скромности. Апостол Павел говорил, что покрытая голова у женщины - это знак для ангелов. Дорогое и роскошное платье неуместно будет в храме так же, как и неприкрытые голые плечи и руки, косметика, особенно помада на губах, и украшения. Так же неуместны будут короткие юбки и брюки.

Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для других случаев жизни. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Горящая свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими. Так же это и наша жертва на храм. Поэтому свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли.

Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдут вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Выходя из храма, следует трижды перекреститься и поклониться.

Иногда происходит так, что душа человека тянется в храм, но многие не знакомы с азами православия, не знают, как вести себя в церкви. Но храм Божий открыт для всех.

Православному христианину, прежде всего, необходимо именно желание веры и осознание того, что человек получает через веру: непреложные истинные и совершенные блага духовного общения с Богом и жизнь вечную. Сущность молитвы — наполнение ума и сердца высшим, дающим Богопознание.

Кроме личной молитвы, всем православным необходима молитва в Храме за Богослужением.

Как правильно вести себя в православной церкви

Новичку, только начинающему свой духовный путь, следует чувствовать себя свободно, следить за поведением других людей и делать также. Чтобы по незнанию не нарушить мир в душе других молящихся людей и не осквернить величие святого места, необходимо знать и соблюдать определенные правила для нахождения церкви.

Вот некоторые основные моменты:

  1. Если приближается священник, например, во время каждения ладаном, нельзя стоять у него на пути, а нужно отойти в сторону.
  2. Не следует вести себя как в музее, откровенно рассматривать окружающих. Как правило, принято стоять, слегка склонив голову.
  3. Находясь в маленькой церкви, в соборе или в монастыре, всегда нужно вести себя с благоговением.
  4. Если вы хотите присутствовать на церковной службе , то приходить желательно до начала служения за несколько минут.
  5. Нельзя входить в алтарь, а также поворачиваться к алтарю спиной.
  6. Если есть желание подпевать в молитве, то делать это нужно тихим голосом, следя за тем, не отвлекает ли ваше пение рядом стоящих людей.
  7. Сидеть в храме разрешается — при болезни или же при большом утомлении, то есть в немощи. Не допускается сидеть нога на ногу.
  8. Во время коленнопреклонённых молитв, которые случаются на разных службах, следует молиться вместе со всеми прихожанами. В этот момент и священнослужители в алтаре, и прихожане становятся на колени и соединяются в единой молитве (священник читает вслух специальные молитвы).
  9. Нельзя, если вы находитесь на территории храма, курить, а также брать с собой животных или птиц.
  10. Если идет чтение Евангелия, песнопения «Херувимской» или Евхаристический канон , следует просто стоять на месте и слушать. Не стоит ходить, разговаривать, также ставить в это время свечи.
  11. От замечаний ближним нужно воздерживаться, чтобы не вызывать у них смущения, или говорить тихим и доброжелательным голосом. Желательно оставаться на месте до конца службы, уйти можно, если есть необходимость или плохое самочувствие.

Для начинающих знакомиться с православием, бывает важно, в какой последовательности и к каким иконам подходить в церкви. В этом случае не существует строгого правила. Чаще всего, сначала стараются подойти к иконе, находящейся на аналое посредине храма. Это икона того святого, чей праздник отмечается в этот день.

Возле нее дважды крестятся и прикладываются губами и лбом, и снова крестятся. Затем подходят к иконам Спасителя, Богородицы и тем святым, к которым есть просьба или потянулась душа.

Как правильно ходить в церковь

Верующие христиане ходят в церковь каждое воскресенье - такова заповедь Божия.

Если вы идете на утреннюю службу, не принято перед этим сытно завтракать. Сытый желудок отдаляет от молитвенного настроя, потому многие христиане не завтракают перед походом в церковь.

Если же вы собираетесь исповедоваться и причащаться, то ни завтракать, ни пить воду, ни курить или принимать лекарство - нельзя. Святыня принимается на пустой желудок.

Как правильно заходить в церковь и что говорить при входе

Входить нужно со смирением и кротостью в сердце, чтобы вынести из храма оправдание, подобно евангельскому мытарю.

Входя в храм, следует трижды перекреститься поклониться в пояс. С каждый разом нужно повторять про себя слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную (грешного)».

Правила поведения для церкви

Для женщин:

  1. Представительницы женского пола, от маленьких девочек до пожилых женщин, ходят в храм Божий с покрытой головой - это благочестивая традиция. Для этого используется платок, шаль или накидка, в зимнее время некоторые стоят в шапках - это не запрещено, но будет жарко. Не рекомендуется носить широкополые шляпы, так как это будет мешать окружающим.
  2. Одежда выбирается неброская, чистая, при этом руки, плечи и грудь не оголяются даже летом (особенно строго в этом отношении в монастырях).
  3. Если женщина входит в брюках, можно перед входом обвязаться длинным платком, они обычно висят за входной дверью и предназначены для всех желающих.
  4. Губная помада должна быть стерта, чтобы не оставить следов, прикладываясь к иконам и кресту. Собираясь идти в церковь, не стоит наносить яркий макияж, это будет выглядеть неуместно.

Для детей:

  1. Если вы привели в храм ребенка, то за ним нужно следить. Желательно еще дома объяснить ему, что в церкви нельзя бегать и шалить.
  2. Если ребёнок расплакался, его надо попытаться успокоить или выйти с ним на улицу, чтобы не мешать службе и прихожанам.
  3. Если вы хотите причастить ребенка, то нужно учитывать, что выстоять всю службу ему может быть трудно, и поэтому можно выходить с ним на улицу или приходить позже, ближе к причастию, чтобы ребенок не устал и не начал капризничать. Как правило, все приводят детей на Херувимскую Песнь - около 11 часов.

Для мужчин:

  1. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы. Кроме того, они не должны быть в шортах или спортивных костюмах. Мы идем на встречу с Господом, это праздник души, и поэтому в старину, отправляясь в церковь, одевали самую праздничную одежду.
  2. На исповедь, причастие, елеопомазание (совершается на вечернем богослужении) - мужчины, мальчики и женщины с младенцами мужского пола подходят первыми. Это давняя традиция и во многих храмах её стараются соблюдать.

Церковный этикет поведения в храме

Не допускается в храме вести себя громко и шумно, ходить, засунув руки в карманы, жевать, мешать другим верующим во время их молитвы. При встрече со знакомыми можно приветствовать друг друга православным поцелуем, а разговоры отложить до выхода из храма.

Приходя в церковь, мы всегда желаем приобщиться к христианскому обряду и принести малую жертву - свечу. Конкретного порядка, куда нужно ставить свечи, не существует. Можно поставить свечу к иконе того Святого, кому вы хотите помолиться.

Если вы подошли к подсвечнику и не находите свободного места, не нужно тушить чужие свечи, для этого есть специальные служащие. Нужно немного подождать, когда освободится место.

Если вы увидели, что ваша свеча ещё не догорела, а она уже потушена церковным служителем, не стоит смущаться. Ваша жертва принята Богом. Не следует слушать различные суеверия. Свеча являет собой символическое значение.

Как надо молиться в церкви

Для всех верующих очень важна молитва в церкви. Поскольку она общая, то такая молитва сильнее и чище домашней. Когда службу проводит священник, то следует внимательно вслушиваться в слова молитвы, как бы пропуская их через сердце.

Бывает, что мысль рассеивается, и внимание теряется. Можно коротко попросить у Бога в молитве сил, терпения и понимания. Если вас отвлекают другие прихожане своими действиями, постарайтесь, не причиняя беспокойства другим, перейти на другое место в храме.

Но, как правило, верующие приходят до начала службы, успевают поставить свечи и поздороваться с прихожанами, сходить на исповедь и занять место как можно ближе к алтарю. Таким образом, все опаздывающие или просто заходящие не будут вас беспокоить - к тому времени они до вас просто не доберутся из-за толпы прихожан.

Заключение

Любому верующему следует знать церковные уставы, и понимать, что происходит во время службы. В церковных лавках продают книги «Божественная литургия» — в ней объясняются основные моменты, молитвы и действия священников за Литургией . Такую книгу рекомендуется иметь каждому христианину.

Для тех, кто идет к Богу с чистым сердцем, стремится к познанию, все постепенно открывается. Главное, это стремление и духовное горение, наша любовь к Богу и своим ближним.

Не откладывай того, что следует сделать...

Любая церковь, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей - все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти. И в жизни каждого из нас случаются такие моменты, когда нам необходимо попасть в церковь. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем. Главное надо помнить, что мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Перед походом в церковь православному стоит усвоить несколько правил. В храм ходят на пустой желудок, т.е. есть запрещается, даже пить воду нежелательно. Женщина перед тем, как отправиться в храм, должна постараться не забыть взять с собой головной платок, которым обязательно надо покрыть голову в церкви. Также перед визитом в храм нелишне вспомнить о том, что церковь - официальное учреждение, а не бал-маскарад и не дом свиданий. Поэтому тело должно быть максимально закрыто: это утверждение касается и женщин, и мужчин. Никаких декольте, голых рук, маек, коротких юбок или шорт. Так как в храме принято целовать руку батюшке или прикасаться губами, лбом к целительным иконам, то женщинам лучше всего вообще не краситься, по крайней мере, губная помада точно должна отсутствовать. Приходить в церковь в состоянии алкогольного опьянения или с сильным запахом табака строго запрещается: это же дом Божий - имейте уважение к богу и другим прихожанам.

Перед отправлением в церковь желательно прочесть молитву «Идущего в храм», чтобы благополучно сходить на богослужение и вернуться с него.

Молитва идущего в храм

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вообще, если говорить именно о строгом соблюдении христианских правил, православный должен каждое утро, и каждый вечер читать молитвы, список и содержание которых можно найти в любом молитвеннике. Такая утренняя и вечерняя молитвы заряжают человека энергией, уберегают в сложных жизненных ситуациях от опрометчивых действий и решений.

Утренняя служба в церкви обычно начинается в 8 часов и длится в зависимости от того, благодарственный молебен это или воскресная служба с причастием, до 9-12 часов дня. Вечерняя служба начинается в 15 часов, и длится тоже по-разному — до 17-19 часов вечера. По субботним вечерам на богослужении священник ставит елеем (маслом) крестики на лбу прихожан, чтобы те очистились и исцелились. В понедельник церкви обычно не работают.

У ворот храмов часто сидят нищие, которые просят милостыню. Если у Вас есть дорогой человек, который умер, подайте им милостыню и попросите помянуть покойного раба Божия такого-то. Господь Бог простит усопшему грехи и дарует Царствие Небесное. Женщинам принято на территории церкви, т.е. сразу же за её воротами, находиться с покрытой головой. Поэтому, войдя в ворота, наденьте платок на голову, если Вы женщина. Мужчина же, наоборот, должен снять свою кепку или шапку. Войдя на территорию храма, посмотрите на церковные кресты и перекреститесь.

Ничего страшного, если Вы не умеете креститься: этому просто научиться. Сложите большой, второй и указательный палец руки вместе, горкой, а безымянный палец и мизинец прижмите к руке. Поднесите руку ко лбу и коснитесь его, потом дотроньтесь рукой до своего живота, после правого и левого плеча. Всё Вы уже умеете креститься. Перед тем, как зайти в храм, особенно если служба уже началась, загляните в сторожку, где продают свечи, купите несколько. В отдельном помещении или же в самом храме также можно заказать с помощью записок или помянника (книжечки с записями о предках) «О здравии» и «За упокой» наших родных, дорогих людей. В особых случаях можно заказать сорокауст за здравие болеющих или находящихся в трудной ситуации родственников и за упокой умерших предков и близких людей. При заказе молебна «О здравии» и «За упокой» нужно к спискам приложить одну свечку.

Перед входом в храм и сразу же после того, как Вы вошли в него, необходимо перекреститься. Войдя в храм, без суеты найдите себе место и сотворите три поклона. Если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины - на левой. В церкви желательно не разговаривать. Если поговорить уж невмоготу, то говорить можно, но только в случае крайней необходимости. Есть такое поверье, что люди, разговаривающие в храме, страдают от болезней и недугов разных. Если службы нет, можно подойти к иконе, стоящей в центре храма, дважды перекреститься и приложиться губами к нижней части иконы. После этого нужно перекреститься в третий раз.

Если бабушка-кассир, которая обычно принимает заказы на молитвы «О здравии» и «За упокой», записала имена тех, кого надо упомянуть в свою тетрадку, то Вам остаётся только приложить к заказу свечку и оплатить услугу. Но Вы можете и сами на листочке выписать, кого надо помянуть за здравие, а на отдельном листочке — кого за упокой. Такие листочки, или же помянники, нужно отдавать служащим церкви, которые обычно находятся на некотором расстоянии перед алтарём. Они передадут списки людей и помянники священникам для упоминания во время службы.

Купив свечки, их необходимо поставить перед святыми образами Иисуса Христа, Богородицы, Николая Угодника и других святых. Обратите внимание, что если на подсвечнике перед иконой не горит ни одна свеча, то категорически запрещается зажигать свечку от лампадки!

Как правильно зажечь свечу? Поднесите фитиль свечки к огню уже горящей свечи, чтобы огонь зажегся и на Вашей свечке. Сразу же после этого поднесите к огню горящей свечи низ Вашей свечки, чтобы он разогрелся и подтаял. После этого быстренько ставьте свечку в свободный подсвечник и закрепляйте её там, чтобы она стояла ровно. После того, как поставили свечку — перекреститесь и помолитесь тому святому, которому поставили её.
Если Вы купили большую толстую свечу, то, скорее всего, Вы не сможете её так просто установить в подсвечник: её конец надо обстругать ножиком, который обычно хранится у бабушек, следящих за подсвечниками. Можно просто положить толстую свечу на подсвечник, чтобы служительницы потом её обстругали и сами поставили, а можете просто попросить бабушку подготовить свечу и поставить её самостоятельно.

Во время службы надобно креститься при любом упоминании слов «Господь Бог», «Богородица», «Святой Отец», «Сын» и «Дух Святой», «Иисус Христос», а также при упоминании имён святых. Сначала бывает трудно сориентироваться, поэтому смотрите на то, что делают священники и другие прихожане, и повторяйте за ними. Во время службы желательно понимать, о чём идет речь. Если суть богослужения будет Вам уж совсем не понятной, читайте вслух, но шёпотом, «Отче наш» и другие молитвы, которые Вам известны.

Во время некоторых молитв необходимо совершать поясной поклон. Падать ли коленнопреклоненно на пол, как это делают многие верующие, - решать Вам. Вообще, для истинно верующего человека нет перебора с выражениями любви Богу - он может спокойно и на колени становиться, и целовать руку батюшке, лобызать иконы. Каждый сам для себя устанавливает границы приемлемого и возможного поведения. То, что сегодня Вам кажется глупой бессмыслицей, завтра может стать неотъемлемой частью жизни. Не зарекайтесь.

Если во Бремя службы Вам вдруг становится плохо или тошно, постарайтесь молча выйти на улицу, чтобы отдышаться. Посидите на лавочке, пока не придёте в себя. А потом возвращайтесь в храм, чтобы дослушать службу до конца или произнести самые важные молитвы, попросить Бога о помощи и окрестить себя крёстным знамением, покидая храм.

После службы можно скушать просфору - символ тела Иисуса Христа, которую продают прямо в церкви. Также у бабушки-кассира обычно можно купить святую воду в бутылках или же принести свою пустую бутылку, чтобы в неё налили священной воды.

Итак, чтобы поход в храм произошёл с пользой, необходимо привести свой внешний в облик в соответствие с церковным уставом, не есть, взять с собой платок и помянник, правильно креститься, ставить свечки и молиться, не разговаривать в церкви без причины, не бегать по ней и вообще не нарушать порядок и покой. Знание этих прописных истин поможет Вам избежать неприятных ситуаций в церкви и избавит от некоторых проблем в жизни.

В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет. Ставить свечи о здравии родных и близких нужно перед иконами святых. Для того чтобы ставить свечи на упокоение душ умерших, в храме существует заупокойный каноник. На нем располагается малое распятие.

  • Креститься и преклонять голову нужно, когда осеняют:

Крестом;
- святым Евангелием;
- образом;
- святой чашей.

  • Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда:

Осеняют свечами;
- благословляют рукой;
- кадят.

Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой. Благословение получают у священника или епископа (но не у диакона). Для этого нужно подойти к пастырю, сложить ладони крестообразно (правая сверху), а после благословения поцеловать десницу (правую руку) благословляющего. Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.

Что в церкви делать нельзя?

Громко разговаривать.

Держать руки в карманах.

Жевать жевательную резинку.

Переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.

Пожимать руку знакомым.

Вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей) во время богослужения.

Что и где расположено?

Алтарь. Здесь располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов. Например, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Обязательно присутствуют иконы святых, чье имя носит храм, а также Святая Троица.

Аналой - высокая подставка, на которую кладут иконы и церковные книги (Евангелие на вечернем богослужении). Икона на аналое меняется в зависимости от праздника.

Где ставить свечи?

Во здравие. Свечи во здравие ставят в специальные подсвечники, которых в храме может быть несколько. Подсвечники располагаются перед иконами святых - Миколая Угодника (Николая Чудотворца), Святых Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и др. практически во всех приморских храмах присутствует икона Порт-Артурской Божьей матери (списки). Ставить свечи нужно в зависимости от потребностей молящегося перед иконой нужного святого.

За упокой (справа). Заупокойный каноник в храме бывает только один. Узнать его можно по квадратной форме и малому распятию, на нем установленному. Однако свечи за упокой в Пасхальное воскресенье не ставятся.

Как правильно исповедоваться?

Припомните все грехи, которые сделали вольно или невольно. Особенно те, которые еще не исповедованы. Исповедуйтесь в грехах откровенно, поскольку Бог уже знает их и только ждет твоего признания. Не стыдись говорить о грехах священнику. Поведайте ему о своих грехах, как рассказали бы о телесных болезнях врачу в больнице, и получите душевное исцеление.

Исповедуйся в каждом грехе отдельно и подробно. Не жалуйся ни на кого во время исповеди. Осуждение других - тоже грех. Нехорошо рассказывать о своих грехах хладнокровно. Тем самым вы не очищаетесь от грехов, а увеличиваете их. Не исповедуйся, если не веришь в Христа и не надеешься на его милосердие.

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови , Отче (или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим , следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы .

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение .

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.

Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу . Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) , и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого : (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего , – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой ; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа ; 6-го часа: Иже в шестый день же и час ; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная ; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная ; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения ; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи , после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави , хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех ! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне : поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные , а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи , и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи .

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.

Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ().

☦ Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

☦ Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной (не скромной) или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов, чтобы не создавать лишней суеты.

☦ В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

☦ Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

☦ Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

☦ Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

☦ Проходя напротив полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

☦ В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

☦ По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

☦ Существует традиция подходить к Чаше во время причащения сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

☦ Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

☦ В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны (вне времени когда это положено), стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

☦ Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить их храма, разве что по действительно важной причине.

☦ Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

☦ Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители и миссионеры.

☦ Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

☦ Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

☦ Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Правила церковных отношений.

☦ При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

☦ При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

☦ При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас .

☦ Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

☦ Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному . – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя . – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

☦ После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

☦ Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Миссионерский листок № 16