Какой синтез искусств есть в православных храмах. Храм - синтез культовых искусств. Философия как синтез

Возникновение, развитие и сущест вование искусства разных народов мира обладает удивительным сходст вом. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах , верованиях , религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов , музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство , буддизм , ислам), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок , сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах , в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

Сергеева Г. П., Искусство . 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.: ил.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Храмовый синтез искусств.

Что такое синтез? Как вы понимаете это слово?
Слайд 2 Синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство , общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека . Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности .

Выделяют два уровня синтеза искусств:

Соотношение между участвующими в синтезе искусствами:

  • Один вид может полностью доминировать над другим (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры и живописи )
  • Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко )
  • Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики )
  • Виды искусства способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)
  • Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения )

Слайд 3 Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые изначально находят свое воплощение в , , религиозных ритуалах. Первые серьезные постройки человечества – храмы и святилища

В архитектуре, оформлении , музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Слайд 3 Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (, , ) и ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Сегодня поговорим об архитектуре храмов.

Слайд 4 Прочность, польза, красота - эта необычная формула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад.

Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

Напомните мне, пожалуйста, внешний вид храма, любого – будь то православный, католический или мусульманский. Купол, высота. Как держится купол? Как возводились огромные постройки, подобные Киевской Софии или мечети на Востоке, когда техника и цивилизация были еще не на таком высоком уровне развития, как сейчас?

Слайд 5 20 мая 1474 г. в Москве случился легкий "трясун" - так в древности называли на Руси землетрясение. И все бы ничего, да вот беда - рухнул возведенный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле.

Великий князь Иван III пригласил экспертов - псковских зодчих - установить причину катастрофы. Их оказалось две. Во-первых, слишком жидкий известковый раствор "не клеил". Во-вторых, были допущены конструктивные просчеты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно ее ослабила.

Так от чего же зависит надежность постройки? В значительной степени от строительного материала.

Слайд 6 Но не только прочностью и надежностью строительного материала определяется качество постройки. Многое зависит и от конструкции. Ведь недостроенный Успенский собор обрушился еще и из-за конструктивных просчетов.

На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция - арка: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга .

Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод .

А что если арку повернуть вокруг совей оси и повторить много раз?
А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол.

Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне. От них эти архитектурные формы стали известны будущим европейцам и византийцам, которые и привезли "новинку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали основой конструкций каменных сооружений на Руси - дворцов, храмов, крепостей.

Слайд 7 Особенность сводчатых построек - очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты имели стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы - дополнительные наружные подпорки.

Контрфо́рс (contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном . Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов . Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Использовались также "связи" - деревянные или металлические балки, стягивающие противоположные стены, но уродующие интерьеры построек.

Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, напоминали бойницы.

Слайд 8 Готические соборы - Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики . Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода.

Каменные сооружения весили сотни и тысячи тонн, а потому нуждались в надежных фундаментах. Опытный инженер Аристотель Фиораванти заложил фундамент Успенского собора на глубине 6 м, забив под него сотни дубовых свай. Кстати, белый камень оказался очень подходящим материалом для фундаментов: он достаточно прочен, морозостоек и долговечен. Не случайно кирпичные стены Кремля, Китай-города и многих других старинных построек в Москве покоились на белокаменных фундаментах.

Слайд 9

Польза У любого архитектурного сооружения свое назначение: дом - для жилья, храм - для молитвы, крепость-для защиты от врагов... В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку, декор. Красота архитектуры при постройке крепости, например, не имеет большого значения. Главное ее качество - прочность и надежность: высокие неприступные башни и стены с узкими прорезями бойниц. В крестьянском жилище, лишенном изысканной красоты дворца и избыточной прочности крепости, больше всего ценились простота и удобство.

Многое зависит и от климата. Долгая зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.

Слайд 10 Из- за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние - небольшие, отапливаемые; летние - более просторные, без печи. Иногда их собирали под одной крышей - внизу ставили теплую церковь, наверху - холодную

Слайд 11 А знаете, почему русские храмы обычно многоглавы? Не только для красоты. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.

Слайд 12

Красота Именно этот компонент формулы Витрувия возводит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красоту трудно выразить математически или словесно. И все-таки попытаемся определить, из чего она складывается.

Клик Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небольшая, небогатая скульптурным убранством, незатейливая по композиции. Но стоит увидеть ее хоть раз - забыть невозможно. В чем секрет? В верно найденных пропорциях - соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. Именно благодаря правильно выбранным пропорциям церковь эта кажется такой легкой, изящной.

Клик А чудо русской архитектуры - собор Василия Блаженного - имеет не только богатый декор, но и необычную композицию. Восемь башеннообразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Лики красоты неповторимы, каждый по- своему прекрасен.

Клик Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов. Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Клик Золотой павильон Кинкаку-Дзи является самой известной достопримечательностью города Киото в Японии. Он был построен в 14-м столетии как вилла, и затем преобразован в храм. В 1950 году сошедший с ума монах поджог храм, и восстановить его удалось лишь спустя несколько лет.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Предварительный просмотр:

Искусство, 9 класс, 1 четверть.

Храмовый синтез искусств, часть 2.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Формула архитектуры по Витрувию – прочность, польза, красота. Прочность – арка, свод, купол.

Слайд 1 Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность , сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Слайд 2 Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного . От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Слайд 3 Устройство православного храма .

Православный храм родом из Византии.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Храм всегда ставили алтарем на восток - навстречу солнцу - не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Слайд 4 Всякий храм венчает купол с крестом.

Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.

Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.

Купол опирается на цилиндрический барабан , прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары , повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды , в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Художественно оформленный вход в храм называется портал , а открытое крыльцо перед ним – паперть .

Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями , которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Слайд 5 Интерьер храма . Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

В восточной части храма располагается святилище – алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности.

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник . В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница .

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник , по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

Слайд 6

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на , в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы.

Слайд 7 Белокаменная резьба

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).

Слайд 8 Католический храм. Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.

Храм всегда ориентировался по сторонам света.

На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Слайд 9 Рассмотрим католический собор эпохи готики.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера . Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Слайд 10 Мы не почти увидим в католическом храме икон, но п орталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

Первостепенное значение придавалось декору главного - западного - портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой - представить христианскую концепцию мира.

Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Слайд 11-12 Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

В разработке сюжетов витражей , как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Это место называлось а`трием (или на`ртексом).

От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.

В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.

Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.

Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.

Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике

Обрядовые различия,

Слайд 13 Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.

Мусульманский храм () своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета).

Слайд 14 Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных - открытый двор и затененный молитвенный зал.

Слайд 15 Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Мече́ть (مسجد ‎‎ - «место поклонения») - мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (). Флигелем к мечети пристраиваются башни- минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в ). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке , отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам . Справа от михраба расположена кафедра- минбар , с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы . При мечетях, как правило, работают школы- медресе .

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

Слайд 16 Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную , а минарет - божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.

Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

В религиозной ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Слайд 17

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного , охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Слайд 18 Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Слайд 19 Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.

Слайд 20 Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

Слайд 21 В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом религиозно .

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае - одно и то же. В любом храме живут монахи.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Тест

  1. Б – 1 балл
  2. Б – 1 балл
  3. 2 балла если свод и купол, 2 если что-то одно.
  4. А. – 1 балл
  5. А – 1 балл
  6. А - 1 балл
  7. Б – 1 балл
  8. Б – 1 балл

9 баллов – максимум.

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _________________________________

Тест по искусству, 9 класс

  1. Что такое синтез искусств?

А. Выделение одного вида искусства.

Б. Соединение нескольких разных видов искусства.

  1. Из каких трех частей (по Витрувию) состоит «формула архитектуры»?

А. Прочность, польза, вечность.

Б. Прочность, польза, красота.

В. Размеры, польза, красота.

  1. Нарисуйте арку. Как при ее помощи получить две другие важнейшие конструкции каменного зодчества – свод и купол? Нарисуйте их рядом.
  1. Что такое контрфорс?

А. Дополнительная наружная подпорка

Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.

  1. Как ориентирован православный храм относительно сторон света?

А. На западной стороне вход, на восточной – алтарь.

Б. На восточной стороне вход, на западной – алтарь.

  1. Портал это:

А. Художественно оформленный вход в храм.

Б. Внутренняя часть алтаря.

  1. Минарет это:

А. Маленькая мечеть.

Б. Башня при мечети.

8. Стены мечети украшены

А. Изображениями мусульманских святых.

Б. Текстами Корана и орнаментами.

Количество баллов__________

Оценка__________


Еманжелинский муниципальный район

Челябинской области

МОБУ « СОШ №5»

Подготовила презентацию

учитель высшей категории

Берендеева Надежда Николаевн а

Эпиграф: "Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..." (Павел Флоренский ).


Синтез искусств -

это соединение

нескольких разных видов искусства

в художественное целое, сотворение

оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Храм в Топорково




С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи

Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса




Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога,

место обретения Бога через молитву,

место единения с Богом через таинство,

место спасения души...

Храм Василия Блаженного

Джайнисткий храмовый комплекс в Кхаджурахо



Задание: расположите три мировые религии (христианство, ислам, буддизм) в порядке их возникновения.

Три мировые религии:

Буддизм

Христианство (католицизм и православие)

Ислам


Буддийский храм.

Сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.







В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном.

Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов



Интерьер буддийского храма


Мечеть молитвенное здание мусульман.


Мусульманский храм (мечеть).

Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета).

Мечеть Джами Маджида

Мечеть Омар-Али-Сайфуддин.

Мечеть Пророка в Медине.




Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.





В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.

Каллиграфический орнамент. Марокко

Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.

Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания


Православный храм.

В православном храме для моля щихся отводится основное помещение храма,

включающее подкупольное пространство.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ


Алтарная часть

предназначена для божественной сверхреальности.


Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.


Рождественская служба в храме Христа Спасителя.

концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.


Мозаика православного придела храма

Воскресения Христова в Иерусалиме

Интенсивные красочные

пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.

ЮАР Храм. Св. Сергия Радонежского. Йоханнесбург


Католический собор.

Грандиозность и величественность

архитектурного образа католического

собора звучит особенно возвышенно

в светлом, взлетающем пространстве

интерьера.

Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва


Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.

Трифорий Солсбери украшен резьбой, а клеристорий состоит из ряда тройных стрельчатых окон, благодаря чему интерьер хорошо освещен.

Каменщики Солсбери осуществили целый ряд уникальных операций,

впервые в истории архитектуры создав тонкие опоясывающие кольца и подвесные контрфорсы.

В католическом соборе Монреаля арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны, и над всем царит византийский Христос Вседержитель


Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Витраж. Дева Мария и польская корона

Витраж в католическом храме Св. Людовика


Католическая церковь.

Витраж и барельефы.

Витраж Кельнского собора


Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа

в православном храме соотносятся

с хоровым пением без сопровождения (акапелла).

В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.


Вывод: Храм - это пример синтеза различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, ДПИ, церковной музыки.

Синтез искусств способствует усилению эмоционального воздействия на человека.


(Задача 1)

Религиозное действие сопровождается театральным шествием, музыкой и танцами. Коран. Витраж. Хоровое пение. Икона. Орган. Хоровое многоголосие. Мечеть Многочисленные колокольчики. Минарет. Тонкие изящные колонны, столбы, стрельчатые арки. Каллиграфия. Фреска.

Православный храм

Католический собор

Мусульманских храм

Буддийский храм


(Задача 2)

Работа по карточкам:

1Найти соответствие храма и изображения.

2Найти соответствие храма и интерьера:


(Задача 3)

Допишите пропущенные слова.

1.Синтез искусств - это соединение нескольких разных.........................(видов искусства) в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

2. Какие виды искусств взаимосвязаны в храме? а) архитектура б) декоративно-прикладное искусство в) скульптура г) живопись д) литература е) музыка

3. Подберите правильное понятие для определения.

… .. - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

а) терем б) храм в) мегалиты г) Стоунхендж д) менгиры

4. В чем отразилось представление человека о мире, мироощущении эпохи и народов?

а) в архитектуре б) оформление храмов в) музыке г) скульптуре

д) литературе

5. К каким человеческим чувствам обращается религиозное искусство?

а) сострадание б) эгоизм в) умиротворение г) одухотворение

д) неприязнь е) сочувствие

Рефлексия

– Мне интересно, как бы вы ответили на вопрос: в чём заключается миссия храма независимо от вероисповедания?

Я предлагаю вам из 3 определений что такое храм, выбрать наиболее вам понравившееся, и, взяв его за основу, дать свой ответ на этот вопрос (даю время на обдумывание)

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших. Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Ответ по алгоритму:

  • Из всех определений « Что такое храм» мне больше всего понравилось следующее: ……………………………………………

2. На мой взгляд, миссия храма заключается в том, чтобы……………………


Домашнее задание.

Представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.

Эссе – храм будущего.


Список литературы:

  • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
  • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.
  • http://www.nice-places.com/data/articles/3926.jpg
  • http://www.nice-places.com/articles/russia/moscow/395.htm
  • http://www.traveltours.ru/msk/articles/countries/india/hrams/
  • http://www.ipnn.ru/uspen.html
  • http://www.rezchiki.ru/images/works/rezba/hramy/toporkovo/toporkovo_outside_all.jpg
  • http://www.piligrims.ru/assets/images/bloggers/KirGredeshi/Gotik%20copy.jpg
  • http://www.xxc.ru/complex/xxc/index.htm
  • http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100215/21559.p.jpg
  • http://www.pravoslavie.ru/put/30087.htm
  • http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/odab/page/icons/afrika/05.htm
  • http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&poisk=yes
  • http://news.students.ru/2008/11/05/print:page,1,sredizemnomorskijj_treugolnik.html
  • http://virtualeuropa.narod.ru/gb/salisbury2.htm
  • http://www.labirint.travel/activity.php?id=501
  • http://www.liveinternet.ru/users/whitepantera/post89545575/
  • http://www.meshet.kz/ru/analityc_96.html

Слайд 2

Цели и задачи:

  • Знакомство с храмовым синтезом искусств
  • Духовно- нравственное воспитание, православное просвещение
  • Овладение всем богатством родной культуры, характерное всесторонне развитой личности
  • Приобщение к культуре малой Родины
  • Слайд 3

    Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

    Храмовый синтез подчиняет единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия и выступает как организующее начало.

    В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества.

    На примере Свято – Георгиевского женского монастыря, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

    Слайд 4

    История создания Свято – Георгиевского женского монастыря

  • Слайд 5

    Вид из храма на Эльбрус

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря.

    Слайд 9

    Архитектура и оформление храма

    Общий вид на центральный марш, ведущий к соборной площади, и на соборный ансамбль с его Георгиевским храмом, колокольней и водосвятной часовней.

    Слайд 10

    Паперть – это главный вход в собор

    Устройство купольного храма

    Основание - кубическое

    Главный купол

    • Барабан
    • Портал

    Боковые двери

    Слайд 11

    На его острие – круглое «яблочко» с которого возвышается крест.

    Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия.

    Красой он чудною сияет,

    Где жизни цель, конец пути, -

    То крест Христов; он озаряет,

    Чтоб не во мраке нам идти

    • Яблочко
    • Крест

    Главным украшением собора являются купола.

    Каждый купол стоит на барабане.

    Главную роль в композиции храма играет центральный купол.

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви
    • Три главы знаменуют Святую Троицу
    • Одна глава знаменует единство Бога.
    • Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
    • Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
  • Слайд 14

    • Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
    • Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
    • Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
    • Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
  • Слайд 15

    Цвет купола тоже символичен: золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу

    Голубые и синие – Пресвятой Богородице

    Слайд 16

    Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух

    Серебряные купола - посвящались святым

    Слайд 17

    Храм в честь Святого Георгия Победоносца

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Молитва Федоровской Божией Матери

    О Пресвятая Владычице Богородице и ПриснодевоМарие, единая надежно нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велиеимаши дерзновение пред родшимсяот Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молениями Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому во вся дни живота нашего.

    Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй, и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печалех, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злостраданиетелесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, все страны и грады, и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшном судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною.

    Слайд 21

    Молитва Георгию Победоносцу

    Святый, славный и всехвалъныйвеликомучениче Христов Георгие! Собраннииво храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиисялюдие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твоезаступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слайд 22

    Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла)

    Слайд 23

    Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии,рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

    Посмотреть все слайды