Паремия: истории «про воду. Паремии Что такое паремии и когда они читаются

Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»).

Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий.

К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души.

И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его.

Итак, что же такое паремия?

Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

Вот какое, дорогие братья и сестры, величие момента! Вход посреди вечерни, прообразующей собой Ветхий Завет преимущественно, говорит нам о ветхозаветных Пророчествах о Господе нашем Иисусе Христе, о пришествии в мир нашего Спасителя.

И далее после прокимна (с греч. «лежащий или предлагаемый впереди») – специального краткого стиха чаще всего Псалтири, сжато и емко, говорящего о сути праздника или памяти дня, возглашается священником «Премудрость», что обозначает: сейчас будет звучать Слово Божие, далее чтец (диакон) называет книгу Священного Писания, из которой читается зачало (целостный отрывок священного текста), и священник возглашает «Вонмем», т. е. «предельное сосредоточенное на чтении внимание». И читается паремия. Причем в идеале диакон или чтец, облаченный в стихарь, при открытых Царских вратах подходит к священнику, стоящему возле горнего места, с книгой, где находятся паремии (есть даже специальная богослужебная книга «Паремийник»), берет благословение и, торжественно склонив голову перед книгой, держа ее выше головы, выходит на середину храма и читает также медленно, внятно, возвышенно, с благоговением. Все это говорит о важности момента. Ведь что такое паремия?

В переводе с греческого слово обозначает «притча». Это отрывок из Священного Писания, чаще всего Ветхого Завета, но может быть и из Нового, в котором повествуется о данном двунадесятом празднике или о великом празднике, посвященном Пресвятой Богородице или почитаемому святому, в день памяти которого совершается богослужение. Обычно паремий три, но бывает и больше. Так, например, на утрени Великой субботы паремий 15. Если служатся Царские (Великие) часы в навечерие Рождества Христова, Святого Богоявления (Крещения Господня), Страстной пятницы, то тогда читается перед Апостолом и Святым Евангелием одна паремия.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем же внимательны, чтобы повседневная суета не отобрала у нас слова Божия, звучащего для нас, исцеляющего и спасающего нас.

Паремия

Родовое обозначение пословиц , поговорок : народный речевой жанр малой формы, характеризующийся устойчивостью, клишированностью. *Сказанное словцо - серебряное, не сказанное - золотое. Добрая жена дом сбережет, а худая - рукавом растрясет. Конец - делу венец. Ныне много грамотных, да мало сытых. Идти в науку - терпеть муку. Наука не пиво, в рот не вольешь. Не нужен ученый, а нужен смышленый (примеры В.И. Даля).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "паремия" в других словарях:

    ПАРЕМИЯ - (греч., пословица). Церковные чтения из какой либо книги Ветхого Завета, заключающие в себе пророчества, преобразование совершаемого праздника или просто нравственные уроки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    паремия - места из священного писания, читаемые на вечерии при входе (Даль) См … Словарь синонимов

    ПАРЕМИЯ - ПАРЕМИЯ, паремии, жен. (греч. paroimia притча) (лит. и церк.). Чтение, отрывок из Ветхого завета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПАРЕМИЯ - жен., церк. нравоучительное слово; | места из Св. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    паремия - и паремья … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    паремия - паремия, паремии, паремии, паремий, паремии, паремиям, паремию, паремии, паремиёй, паремиёю, паремиями, паремии, паремиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Паремия - Паремия: Паремия (филология) устойчивая фразеологическая единица, представляющее собой целостное предложение дидактического содержания. Паремия (литургика) в богослужебной практике православной церкви чтения из книг Священного Писания … Википедия

    ПАРЕМИЯ - и; ж. [греч. paroimia изречение, притча]. Церк. Отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчества или поучения и читаемый в православной церкви во время богослужения. * * * ПАРЕМИЯ ПАРЕМИЯ (греч. paroimia поговорка, притча), чтения из Священного… … Энциклопедический словарь

    паремия - избранные места для чтения из Ветхого завета, народн. паремья, др. русск., ст. слав. паремиѩ – тоже (Еuсh. Sin., Хожд. игум. Дан. 133, Позняков, 1558 г. и др.). Из греч. παροιμία притча, пословица; см. Фасмер Гр. сл. эт. 144. Такой сборник… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Паремия - (от греческого παροιμία притча, proverbium, parabola) чтения из Св. Писания, Ветхого или Нового Завета, произносимые в прав. церкви на вечернем богослужении (главным образом, накануне праздников) по содержанию своему имеющие отношение к смыслу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Паремия - ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Не волнуйтесь, я буду молиться о вас. Преподобный Паисий Святогорец. Житие, чудеса, акафист , Преподобный Паисий Святогорец , Брошюра, которую вы видите, имеет цель познакомить вас со светлой личностью преподобного Паисия Святогорца (1924-1994), в миру (Арсения Эзнепидиса). Это известный во всем православном мире… Категория: Жития Святых и священнослужителей Издатель: Паремия , Купить за 100 руб
  • О смерти и будущей жизни , Старец Паисий Святогорец , В данной Брошюре представлены ответы Преподобного Старца Паисия на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение… Категория:

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова паремия

паремия в словаре кроссвордиста

паремия

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

паремия

ж. церк. нравоучительное слово;

места из Свщ. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

паремия

паремии, ж. (греч. paroimia - притча) (лит. и церк.). Чтение отрывок из Ветхого завета.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

паремия

ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение.

Википедия

Паремия (филология)

Пареми́я (от - поговорка, пословица, притча) - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.

К паремиям относятся пословицы, представляющие собой целостные предложения (например, Вот тебе, бабушка, и Юрьев день ), и поговорки, являющиеся фрагментами предложений (поживём - увидим ). Паремии представляют собой речевые клише, близкие по образности и афористичности крылатым словам, однако, в отличие от последних, являются анонимными изречениями.

Паремия (литургика)

Пареми́я , или Парими́я - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни, Всенощного бдения и молебнов. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.

Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название « Паримейник » или «Паримийник».

Толкователем пареми́й был епископ Костромской и Галичский Виссарион (1823-1905).

Паремия

Пареми́я :

  • Паремия - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.
  • Паремия - в богослужебной практике православной церкви - чтения из книг Священного Писания, которые приурочены к богослужебным чинопоследованиям Вечерни, Всенощного бдения и молебнов.

Примеры употребления слова паремия в литературе.

Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.

Хотя паремии из нее не читаются за православным богослужением, но в богородичных песнопениях использованы образы и выражения из нее.

Поэтому паремии из Притчей читают в Богородичные праздники, а храмы св.

Во всяком случае, несомненно, что они перевели все паремии и Псалтирь.

На вопрос Епифания перечислил, загибая пальцы, свои переводы на зырянский язык: часослов, псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, паремии , стихирарь, октоих, литургию и ряд праздничных служб, а также заупокойную службу, Евангелие от Луки.

Толкования на паремии из книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии, Малахии.

В большие праздники, в сочельник он всегда читал паремии , и так, что запомнилось на всю жизнь.

Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией.

Паремия переводится как притча, иносказание . Это избранные чтения из Священного Писания , преимущественно Ветхого Завета, в которых пророчески или прообразовательно изъясняется значение праздника.

Паремии обычно напечатаны на ряду в Минее и называются «чтения». Еще они могут быть напечатаны в Минее того же месяца, только в другой день – в службе святому такого же чина. В таком случае на ряду указано число, где паремии искать. Паремии всем чинам святых напечатаны в приложении Общей Минеи.

Паремии читаются :

    На великой вечерне после прокимна при знаках полиелей и бдение.

    В седмичные дни великого поста: 1) на 6-ом часе 1 паремия; 2) на вечерне 2 паремии.

    На Царских часах.

    На великом освящении воды на Богоявление.

Обычное количество паремий – 3 . Больше паремий бывает в следующие дни: на вечерне в праздник Благовещения – 5 паремий, в Навечерие Рождества Христова – 8 паремий, в Навечерие Богоявления – 13 паремий, в Великую Субботу – 15 паремий.

Образ исполнения паремий: свящ.: «Премудрость», чтец читает надписание паремии, например, «Бытия чтение», свящ.: «Вонмем», чтец читает паремию. Перед каждой паремией эти возгласы повторяются .

      Литии нет. Но в последовании некоторых полиелейных служб в Типиконе и Минее говориться о литии и есть стихиры на литии. В таком случае, «аще изволит настоятель», можно совершить литию, но без выноса и последующего освящения хлебов и других веществ.

      Окончание великой вечерни будничным порядком при открытых царских вратах: хор поет тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен; священник: «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: возглас утрени «Слава Святей…» и далее совершается праздничная утреня.

На утрени после кафизм и седальнов поется полиелей – «Хвалите Имя Господне…». Этот момент отличает полиелейную службу от предыдущей – со славословием, отсюда и название знака праздника. С началом полиелея открываются царские врата, священник совершает каждение (подробнее о полиелее см. в разделе «Воскресное всенощное бдение. Утреня»).

Сразу после полиелея поется величание.

Величание.

Это новозаветное хвалебное песнопение в честь праздника или святого , начинающееся, чаще всего, словами «Величаем Тя…». Величание поется со стихами так называемых избра́нных псалмов . В эти псалмы собраны из всей Псалтири стихи, прообразовательно или иносказательно повествующие о празднике или святом.

Величания с избранными псалмами напечтаны в Ирмологии (глава «Полиелей, поемый в праздники Господския, и Богородицы и нарочитых святых, и величания со избра́нными псалмами»), во 2-й части Следованной Псалтири (глава «Псалмы избра́ные»), а также Общей Минее . В этих богослужебных книгах для Двунадесятых Господских и Богородичных праздников величания напечатаны для каждого праздника отдельно, а для служб святым даны общие величания «по чину», т.е. для апостола, святителя, преподобного и т.д.

Образ исполнения величания. Сначала величание поет духовенство перед праздничной иконой, затем хор поет стих избранного псалма и величание, стих, величание и т.д., пока священник не покадит весь храм; тогда хор «Слава, и ныне… Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» дважды; духовенство поет «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» 1 раз и величание.

    После величания малая ектения и читаются седальны святому «по полиелеи».

    Затем поется «От юности моея…» - 1-й антифон 4-го гласа. Текст этого песнопения находиться в последовании воскресной утрени 4-го гласа, а также, в нотных книгах.

    Читается праздничное Евангелие . В Минее обозначено зачало, то есть, какой Евангельский отрывок читать в этот праздник.

    Затем на 6-й глас поется «Слава…» «Молитвами …(чин и имя святого, например , святителя Николая), Милостиве, очисти множества согрешений наших»,

«И ныне…» «Молитвами Богородицы , Милостиве, очисти множества согрешений наших», «Помилуй мя, Боже…» (два стиха 50-го псалма),

стихира праздника «по 50-ом псалме» (глас этой стихиры указан в Минее на ряду, но есть практика петь ее, также как предыдущие строки, на 6-й глас).

    Канон: Богородице на 6

Святому на 8.

Оба эти каноны напечатаны на ряду в Минее. Если канона Богородице в Минее нет, то поется канон Молебный Богородице «Воду прошед яко сушу … Многими содержим напастьми…» или из приложения Октоиха.

    Окончание утрени праздничное – поется великое славословие, тропарь, 2 ектеньи, окончание, отпуст, 1-й час.

Если полиелейная служба в честь Богородицы ,

то на ряду в Минее напечатаны песнопения на «Слава, и ныне…», как и в службах со славословием.

        После стихир на «Господи, воззвах…», на стиховне и на хвалитех поются стихиры на «Слава, и ныне…», а Богородичны из приложений Минеи не используются.

        Тропари поются особым образом : в конце вечерни и после великого славословия поется тропарь праздника 1 раз, а на «Бог Господь…» тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне…» этот же тропарь.

        Если праздник Богородицы , то после Евангелия «Слава…Молитвами Богородицы…», «И ныне… Молитвами Богородицы… ».

Министерство образования Тульской области ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Министерство образования Тульской области Тульская епархия Русской Православной Церкви Белевская епархия Русской Православной Церкви Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», проводят ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ 400-ЛЕТИЮ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ «ДОМ РОМАНОВЫХ В ИСТОРИИ РОССИИ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ» Место проведения: РФ, г. Тула, - Тульская область, Куликово поле, с. Монастырщина. Сроки проведения 15 – 17 марта 2013 г. Цель и задачи конференции: 400-летие Династии Романовых является памятным юбилеем, дающим возможность научно-педагогическому, музейному, библиотечному сообществам, религиозным и светским исследователям, студенчеству и школьникам представить результаты своих изысканий в сфере истории России, истории отечественного государства и права, истории образования, истории экономической мысли, истории государственно-церковных отношений, краеведения, музееведения и архивоведения. Обращение к актуальным проблемам исторического прошлого нашей Родины будет способствовать возрождению исторической памяти о длительном периоде в истории России, заложившем основы современной государственности, характеризовавшемся динамичным развитием российских регионов, отмеченном крупными вооруженными конфликтами, укрепившими древние традиции русского воинства и поднявшими на новую высоту авторитет русской воинской доблести. Чествуя Династию Романовых, мы отдаем должное историческому выбору русского народа в 1613 г., когда разрешение династического кризиса ознаменовало окончание Смутного времени. Чествуя Романовых, мы отдаем должное их вкладу в развитие России и нашей малой родины - Тульского края, монаршей волей ставшего и центром российского оружейного производства, и крупным епархиальным центром Русской Православной Церкви, и образцом созидательной работы на благо народа русской земской интеллигенции. Объективный анализ деяний представителей 300-летней династии, непредвзятое исследование последних лет ее существования и почти векового бытия нашего Отечества без Романовых будет способствовать укреплению патриотических основ российского общества, развитию интереса молодежи к научному поиску, вовлечению школьников, студентов, педагогов, ученых в исследовательскую работу регионоведческой направленности. Для участия в конференции приглашаются: ученые - краеведы, представители научнопедагогического сообщества, учителя, священнослужители, работники учреждений культуры, представители общественных организаций, работники властных структур, курирующие вопросы образования и культуры. Пленарное заседание конференции состоится 15 марта 2013 г. 16 – 17 марта работа конференции будет проводиться по следующим основным направлениям (секциям): 1. Династия Романовых и Тульский край. 2. Династия Романовых и традиции русского воинства. 3. Династия Романовых и государственно-церковные отношения в России. 4. Династия Романовых и проблемы государственно-правового развития России. 5. Династия Романовых и великорусское крестьянство. 6. Династия Романовых и русское образованное общество: взаимодействие и противостояние. 7. Династия Романовых и проблемы народного образования в России. 8. Романовские чтения (секция для школьников). Рабочий язык конференции: русский. Проезд участников конференции от г. Тулы до мест проведения секций, проживание, питание, культурная программа, подготовка к печати и выпуск материалов семинара оплачиваются принимающей стороной. По итогам конференции планируется выпуск сборника статей его участников. Требования к оформлению материалов: объём до 15 машинописных страниц, через 2 интервала файлами в формате doc, rtf. Помимо текста возможно публикация чёрно-белых иллюстраций формата А4 с разрешением не менее 300 dpi, в формате jpg, tiff, pdf, bmp. К тексту должен быть приложен список сокращений и иллюстраций. В тексте обязательно использовать общепринятые сокращения. Примечания и ссылки на источники оформляются концевыми сносками. Оргкомитет конференции оставляет за собой право выбора материалов для публикации. Присланные к публикации материалы не рецензируются и обратно не высылаются. Материалы предоставляются во время регистрации участников и проведения заседаний семинара либо высылаются до 10 марта 2013 г. по эл. почте. Образец оформления статьи НАЗВАНИЕ СТАТЬИ Иванов И.И. Государственный музей-заповедник «Куликово поле» (г. Тула) Текст статьи1……. 1. 2. Примечания Петров А.Е. Сергий Радонежский //Великие духовные пастыри России. М.,1999. С.185. ….. Заявку на участие в конференции просим выслать до 05.03. 2013 г. по эл. почте. ЗАЯВКА на участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 400-ЛЕТИЮ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ «ДОМ РОМАНОВЫХ В ИСТОРИИ РОССИИ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ» Фамилия: _________________ Имя:__________________ Отчество: __________________ Должность:_______________________________________ Ученая степень, ученое звание ______________________ Место работы: _______________________________________________________________ Адрес: _______________________________________________________________________ Тел.:_____________________________________________ Факс: _______________________________ Е-mail: __________________________________ Тема доклада (секционный//пленарный)__________________________________________________________________ Секция_____________________________________________________________________________ Участие в конференции: очное / заочное (нужное подчеркнуть) Контактные телефоны: +79036597020 Профессор Вронский Олег Генрихович +74872385491 Протоиерей Геннадий Антонов E-mail: [email protected] [email protected] Оргкомитет