Предание о красном яичке. Интегрированный открытый урок Нет, женщина, тебе я не поверю

Сказание "Первое красное яичко"
(В основу постановки положены материалы пьесы
прот. Игоря Лепешинского "Первое красное яичко").

Рим. Дворец императора Тиверия.
На сцене стоит изображающий императорский трон стул с высокой спинкой, покрытый чехлом из блестящий материи.
На троне сидит мальчик-император, одетый в яркий хитон и накидку, на голове у него – венок из лавровых листьев. За спиной слуга с опахалом. Немного впереди – два стражника с копьями в руках.

1-й стражник
Тиверий-император, там купец заморский.

Тиверий
Впустить его!

Входит купец, держа в руках драгоценное ожерелье.

Купец
Великий император и владыка,
Прими ты в дар вот это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.

Тиверий
Приму твой дар. Иди.

Купец кланяется и уходит.

2-й стражник
Посол Египетской страны…

Тиверий
Впустите!

Входит посол с подносом золота.

Египетский посол
Великий царь Тиверий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке,
Пусть золото усилит власть твою,
И укрепит могущество державы.

Тиверий
Достойный дар!

Посол, поклонившись, уходит.

1-й стражник
Правитель, сицилийский вельможа…

Тиверий
Впусти его!

Входит вельможа, в руках которого огромный драгоценный камень.

Вельможа
Тиверий!
С Сицилии я Вам привез алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской.

Тиверий
И этот дар приму. Иди же с миром.

Вельможа кланяется и уходит.
Появляется Мария Магдалина.

Тиверий
Кто там еще?

1-й стражник
Сейчас узнаем.
(Обращаясь к Марии Магдалине)
О, женщина, кто ты?
Известно ли тебе, что все приходят к императору с дарами?
Какие камни драгоценные иль ткани
Правителю ты нашему несешь?
А, может быть, и угощение какое?

Мария
Мария я – из города Магдалы,
Я раньше часто во дворце бывала…
Сегодня с важной вестью я пришла!
Когда-то тоже я была богата,
И приносила ценные подарки,
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни, –
Христос воскрес!

Мария показывает стражникам яичко. В руку девочки можно дать деревянное яйцо, одна половина которого покрашены в белый, а другая – в красный цвет.
Показывая его стражнику, девочка держит яйцо белой стороной наружу, а красной – к ладошке.

2-й стражник
Что ж, дар твой невелик,
Но, если весть важна – пройди!

Стражники пропускают ее.

Тиверий
Мария Магдалина! Что тебе?

Мария подходит к императору и обращается к нему, протягивая яичко.

Мария
Тиверий, император!
Я пришла сказать тебе о чуде Воскресения!
Наш Бог – Иисус Христос воскрес!
Весь мир от рабства смерти он избавил!
Христос воскрес!!!

Тиверий (удивленно)
Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Тогда лишь только я поверю в воскресенье,
Когда яичко это станет красным.

Мария незаметно поворачивает яйцо в ладони красной стороной наружу.

Слуга
О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет,
О чудо!
Оно стало ярко-красным!

Тиверий берет в руки и показывает всем красное яичко.

Тиверий
Воистину Иисус Христос воскрес!
(Обращаясь к залу) Христос воскрес!

Зрители
Воистину воскрес!

Мария (Обращаясь к залу)
Христос воскрес!

Зрители
Воистину воскрес!

Исторические персонажи покидают сцену.

На сцене Ангелы и дети: Ваня, Гриша, Настя и Катя.

Первый Ангел
Вот откуда берет начало обычай дарить на Пасху красные яички!

Катя
Вот, оказывается, как было подарено первое пасхальное яичко…

Дети читают по ролям стихотворение Т. Шорыгиной "Чудо".

Настя
В рассветной дымке таяла долина,
Под облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: Иисус Христос воскрес!

Ваня
"Нет, женщина, тебе я не поверю,
Фантазии и вымыслу есть мера!" –
Мысль озарила властное лицо, –
"Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет алым, вспыхнет как пожар".

Катя
Царь замолчал. Но с этими словами
Сиянье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит...
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало,
И, словно кровь Христова, алым стало!

Гриша
Как жалко, что мы живем не в те времена… Что мы, как Мария Магдалина, не можем идти по земле и нести людям весть о Воскресении Христовом…

Первый Ангел
Не стоит жалеть об этом. Ведь во все времена любящее сердце может нести миру пасхальную радость!

Дети читают стихотворение К. Фофанова "Он здесь – Христос".

Настя
Не говори, что дни былые
Светлей и чище от того,
Что там Христос дела святые
Творил – и видели впервые
Там Жизнодавца Своего.

Катя
Не сожалей, что опоздали
Мы к дням гонений и чудес,
Что мук Христа не облегчали,
И что в непонятой печали
Спаситель распят и воскрес.

Гриша
Он здесь – Христос! Он между нами:
Он – в добром сердце и в очах.
Когда правдивыми устами
Ты убеждаешься слезами
О вечной правде в небесах.

Ваня
Он здесь – в толпе, к Нему готовой
Придти и вымолить любовь;
Он только снял венец терновый
И обещает жизни новой
Святую веру вновь и вновь.

Хор исполняет песню "Мы без Тебя"
(сл. и муз. В. Шишкарева)..

Мы без Тебя
Мы без Тебя,
Как поле без дождя,
Как дом без тепла,
Как ночь без рассвета.
Мы без Тебя,
Как птица без крыла,
Вдали прокричавшая где-то.

Припев:
Спаситель наш,
Ты пажить нам открыл,
Ты в дверь нас пустил,
По имени нас встретил.
Спаситель наш,
Ты нас соединил –
Вот мы все – Твои дети,
Вот мы все – Твои дети.

Так без Тебя и Родина моя,
Как дом без тепла,
Как ночь без рассвета,
Ты для нее единственный маяк,
Как точечка светлая эта.

Ребенок-чтец
И праздник Рождества,
И праздник Воскресенья
Соединились в круг
Божественной рукой.
Приходят люди в мир
И молят о спасеньи –
И получают в дар надежду и покой.

Спаситель! – Он явил
И Образ, и Заветы.
Он ясно указал
Из всех путей – один.
Возрадуйся, стремись
К немеркнущему Свету,
Живи – о, человек! –
Как благодарный сын.

Гони от сердца прочь
Неправые сомненья,
Найди – в своей душе
Сокрытые слова!
И поклонись Христу
В Святое Воскресенье,
И сердцем вознеси
Молитву Рождества.
Т. Шорохова

Хор поет песню "Бог – живой!"
(сл. К. Бальмонта, муз. Л. Ершовой).
На экран проецируются красивые слайды, иллюстрирующие слова песни.

Бог – живой
Бог – живой, везде живой:
В неба шири голубой,
В солнце, в месяце, в звезде,
В протекающей воде.

Бог – живой, везде живой:
В неба шири голубой,
В громоздящихся китах,
В еле видимых цветах.

Бог – живой, везде живой:
В неба шири голубой,
В паутине на ветру,
В ветках вербы поутру.

Бог – живой, везде живой!

Под чтение двух следующих стихотворений на экран проецируется ряд подобранных к ним слайдов.

Ребенок-чтец
Пасхальный звон, зови, стучись
В сердца измученного люда,
Волнуй, чтоб воскресала всюду
Святая Русь, святая жизнь.
Вещай, пасхальный перезвон,
Души народной возрожденье,
Христос воскресе! В Нем – спасенье.
Он – Царь и Избавитель – Он.

Тревожь глухих, слепых тревожь,
Глашатай Господа Живого!
Здесь на земле Ему подмогой
Пребудь, одолевая ложь.

Твой говор, твой язык святой
Пасхальной музыкой небесной
Пусть прославляет день воскресный –
Воскресный день земли родной.
Т. Шорохова

Ребенок-чтец
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.

Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна…
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна.

В них, в тех звуках – миг прощения,
Злобе суетной – конец.
Беспредельного смирения
И любви златой венец.

В них – молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечные
Смыты кровью Божества.

В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!
Л. Чарская

Все вместе поют песню "Пасха" (сл. Э. Котляр, муз. Л.Ершовой).

Артистам вручаются пасхальные подарки: книжечки и конфеты.
Зрителям дарятся картонные пасхальные яички с мудрыми поучениями.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

1 слайд

- В рассветной дымке таяла долина,

Над облаками золотился крест.

Пришла к царю Мария Магдалина,

Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»

- Нет, женщина, тебе я не поверю!

Фантазии и вымыслу есть мера,-

Мысль оживила властное лицо.

- Как не поверю я, что белое яйцо

Тобою принесенное мне в дар,

Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!

- Царь замолчал, но с этими словами

Свеченье разлилось над головами,

Стеснилось и замедлилось дыханье,

Казалось, где то музыка звучит.

Яйца коснулись теплые лучи,

Оно в лучах зажглось, затрепетало

И, словно кровь Христова, алым стало!

Ребята, прослушав это стихотворение, скажите мне, пожалуйста, какой праздник недавно праздновала вся Россия и православный народ?

Очень хорошо! Ну а теперь подумайте над следующим вопросом.

Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Красить яйца, петь, играть….

Петь и играть это радость для вас?

А печь куличи, красить яйца, накрывать стол, встречать и подчивать гостей = это что?

Так давайте соединим эти три слова и мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока

- пасхальные радости и хлопоты

3 слайд

Пасха - дреынейший и главный христианский праздник. Установленив честь воскресения И. Христа

Именно внем заключается основной смысл православной веры - сам бог стал человеком и умер за нас.

Еще при жизни И. Христос говорил: «На третий день я воскресну.» и потому пасху празднуют в воскресенье, здороваясь в этот день особым привестсвием: «Христос Воскресе», а отвечают: «воистину воскресе».

За неделю всем этим торжествам предшествовало вербное воскресенье. В России в этот день уже настоящая весна и распускаются первые веточки вербы, которая всегда на Руси считались целебными, наделенными особой силой.

С чистого четверга все готовятся к празднику…

В доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты.

Пасха приходит вместе с весенним возрождением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника. Цветы на Пасху всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям.

На Руси к празднику Пасхи традиционно украшали дом пасхальными венками , а иконы - гирляндами из зелёных веток и живых цветов. Гирлянды сплетали из веток ели, а затем вставляли в них цветы в колбочках с водой.

Яйца пасхальные служили оберегом. Их выдували, раскрашивали и развешивали над кроватью младенцев.

Красив и радостен праздничный пасхальный стол. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца.

Яйца можно красить луковой шелухой, можно красителями, можно расписать яйца тонкой кисточкой, наклеить на крашеные яйца красивые наклейки.

Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи .

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить: красивое яйцо и маленький куличик.

К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Люди были не грамотны, писать не умели - вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были у всех - яиц было много.

  • В древнерусских обычаях еще до крещения Руси было два вида яиц, которые разрисовывались: Крашенки и Писанки.

Отличие в том, что для Крашенок использовали вареные яйца, а для Писанок непременно сырые.

Мы приглашаем вас научиться этому древнему, обрядовому ремеслу и использовать его на благо - для себя, для семьи, для друзей и близких.

Итак, сейчас мы разделимся на 3 группы, чтобы заняться пасхальными хлопотами, а потом мы встретимся для пасхальных радостей.

Мои помощницы идут со мной в кабинет домоводства

Певцы идут с Т.В. в кабинет музыки

Ну а группа художников остается с Т.В. здесь

Гостей мы тоже приглашаем по интересам посетить нашу практику.

Вот мы и приготовились к пасхе: испекли куличи, накрасили яйца.

А вы знаете, что самые знаменитые на весь мир пасхальные яйца изготовлены русским ювелиром Карлом Фаберже.

Первое яйцо император Александр III подарил своей жене и матери.

Всего их было сделано 54.

В изготовлении использовалось золото, серебро, цветное золото, золоченая бронза, позолоченное серебро, драгоценные камни.

Часто яйца были с сюрпризами, связанными с историей.

В пасхальные 40 дней дети «волочебники» ходили по дворам с пением особых волочебных песен. Им дарили яйца, куличи и все самое вкусное

Колокола

Итог урока

“Христосование” пасхальными яйцами.

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В этом году мы празднуем пасху до 30 мая, но самое главное в пасхальные дни нести добро, участие, любовь…

Желаем Вам доброго здоровья, душевного спокойствия, материального достатка. Мира и счастья всем вам, вашим родным и близким.

Мы приглашаем всех сфотографироваться на добрую память

Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.

Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.

Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.

Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.

Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.

Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.

Христос воскресе!

В 63 году до Рождества Христова знаменитый полководец Помпеи после кровопролитной трехмесячной войны, взяв приступом Иерусалим, подчинил Иудею Римской республике. Приказав разрушить стены Иерусалима и обложив евреев данью, он, тем не менее, оставил им политическую автономию. Однако чтобы ослабить покоренную страну, римляне разделили её на пять независимых областей.

В 37 году до Р.Х. одному из правителей евреев - Ироду Великому - удалось получить от римского сената царский титул. В течение сорока лет он управлял всей Палестиной. После смерти Ирода Великого в 4 году по Р.Х. император Август разделил страну между тремя его сыновьями: Архелай (4-6 гг.) получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа (4-39 гг.) - Галилею и Перею, Филипп (4-34 гг.) - Трахонитиду с прилегающими к не

й областями. Но ни один из них не унаследовал царское достоинство отца. В 6 году Архелай за жестокое отношение с подданными был сослан Августом в Галлию, а его владения обращены в императорскую провинцию, которой стали управлять наместники в звании прокуратора.

Наместники Иудеи командовали войском, собирали налоги и выполняли функции судьи с правом вынесения смертных приговоров, что было запрещено синедриону. Прокураторы подчинялись непосредственно римским наместникам Сирии.

Прокуратор Понтий Пилат

Римское государство, формально уважая религиозные воззрения иудеев, тем не менее неоднократно пыталось внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Одну из таких попыток связывают с именами Сеяна и Пилата, римскими чиновниками, жившими при императоре Тиберии (14-37 гг.).

Христос перед Пилатом. Михай Мункачи, 1881 год

Луций Элий Сеян достиг при Тиберии вершины власти. Он возглавлял отборную императорскую стражу - преторианскую гвардию, созданную ещё при Августе. Отряды преторианцев численностью до десяти тысяч человек при Сеяне стали основой столичного гарнизона, а сам он постепенно приобрел огромное влияние на императора и на весь ход государственных дел. Впрочем, некоторые утверждали, что Тиберий просто использовал жестокого и высокомерного Сеяна в своих интересах, с его помощью устраняя неугодных себе людей. Тем не менее, Сеян настолько увлекся властью, что возмечтал об императорском венце. И не только возмечтал, но даже кое-что предпринял для осуществления своего желания. Так, он продвигал верных себе людей на различные государственные должности. Одним из таких ставленников Сеяна был Понтий Пилат, получивший должность прокуратора Иудеи. Он стал пятым по счету правителем Иудеи и возглавлял её с 26 по 36 год.

Прибыв на место нового назначения, Пилат быстро понял, что как наместник обладает почти безграничной властью. Синедрион, напротив, к тому времени имел уже весьма ограниченные права и преимущественно занимался религиозными и судебными делами. Причем прокуратор мог свободно отменять его постановления. Даже первосвященника от имени императора назначал наместник. Таким положением Пилат не преминул воспользоваться. Вскоре он и его чиновники прославились неслыханными дотоле продажностью, алчностью и Жестокостью. Они разорили множество богатых семейств, а недовольных казнили без всякого следствия и суда. Сам же прокуратор среди этих бесчинств наслаждался жизнью на побережье Средиземного моря в городе Кесарии Палестинской. Здесь, в великолепном дворце Ирода Великого, находилась официальная резиденция римских наместников.

Царь Ирод строил Кесарию около двенадцати лет и свой окончательный вид она приобрела незадолго до рождества Христа. Для благоустройства города, воздвигнутого в честь императора Августа, царь денег не жалел. Была построена удобная и обширная гавань. Из белого мрамора возвели роскошные дворцы и общественные здания. На самом высоком холме вознесся храм Августа. Для увеселения народа был сооружен театр, а за городом построен огромный амфитеатр с видом на море. Подземная сеть канализационных каналов Кесарии поражала современников своей грандиозностью. Однако Ирод Великий, наверное, не мог и предположить, что плодами его строительной деятельности будут пользоваться не его наследники, а римские чиновники.

Именно отсюда, из Кесарии, однажды Пилат приказал своим войскам отправиться на зимние квартиры в Иерусалим. Командиру отряда одновременно с приказом о передислокации было отдано распоряжение тайно внести в иудейскую столицу римские знамена. В то время они представляли собой шесты, украшенные сверху фигурами орлов, под которыми на древке прикреплялись металлические диски с портретами императора и полководцев. Приказ Пилата был политическим шагом, направленным на противопоставление власти Рима религиозному еврейскому закону, который строжайше запрещал изображать в каком бы то ни было виде людей и животных. Израильский народ жил в окружении язычников, поклонявшихся идолам, и этот запрет пресекал заимствование евреями чуждых обычаев. Конечно, в оккупированной римлянами Палестине это правило почти повсеместно нарушалось, так как завоеватели во многие города внесли статуи своих богов, картины, языческую символику. Однако в духовном центре Израиля - в Иерусалиме - древний запрет строжайше соблюдался. Даже гордые римские легионы входили в городские ворота, предварительно сняв со своих боевых штандартов всё, что раздражало иудеев.

Римский отряд вошел в город ночью. Жители Иерусалима, проснувшись утром и увидев на своих улицах ненавистные изображения императора, пришли в ярость. Горожане были готовы растерзать язычников, осквернивших Святой Город, но, боясь возмездия, бросились с челобитной в Кесарию. По дороге они увлекли за собой несметное количество мирно трудившихся сельских жителей. Безмятежно дремавшая Кесария встретила это орущее, ревущее, клокочущее человеческое море с легким удивлением и неподдельным интересом.

Сейчас нельзя точно установить истину, но у современников существовало устойчивое мнение, что Пилат довел евреев до исступления, исполняя инструкции Сеяна, который хотел во что бы то ни стало утвердить культ императора в Иерусалиме. Впрочем, многие приписывали предпринятую акцию лично Пилату, с наслаждением творившему иудеям разные пакости. Как бы там ни было, но нашествие правоверных евреев совершенно расстроило светскую жизнь провинциального центра. Получив отказ в удовлетворении своих требований, все иудеи бросились на землю перед резиденцией прокуратора и в таком положении находились пять суток, своими непрерывными стенаниями досаждая кесарийцам. На шестой день Пилат не выдержал и решил как следует проучить возмутителей спокойствия. Их собрали на большой площади якобы для обсуждения проблемы и вынесения справедливого решения. Однако вместо взвешенных речей остолбеневшие иудеи услышали отрывистые команды на латинском языке и воочию увидели знаменитые боевые построения римских легионеров, которые в мгновение ока окружили их тройным кольцом. Пилат взошел на специально приготовленный помост и объявил, что отныне императорские изображения будут находиться в Иерусалиме, а все недовольные подвергнутся наказанию. Гул возмущения заглушил последние слова наместника, и собравшиеся начали в резкой форме выражать свое негодование. Пилат подал рукой знак, и воины с грозным видом обнажили мечи. Наступила кладбищенская тишина, на фоне которой отчетливо прозвучали слова Пилата о том, что каждый, кто быстро не уберется из Кесарии, будет изрублен на мелкие куски прославленным римским мечом. И здесь произошло нечто, не уложившееся в воображение прокуратора: иудеи, словно по уговору, как один, упали перед ним на землю, обнажили свои шеи и закричали:
- Убей нас, но божественный закон мы не переступим.

Пилат смешался и, чтобы скрыть смущение, поспешно удалился. Вскоре он отдал приказ убрать знамена из Иерусалима и принести их назад в Кесарию. Конфликт был улажен. Однако это было не последнее оскорбление Пилатом религиозных чувств иудеев.

Император Тиберий и Мария Магдалина

Император Тиберий

Император Тиберий управлял Римским государством 23 года. Именно во время его правления Господь наш Иисус Христос проповедовал, творил чудеса, принял крестную смерть, воскрес и вознесся на Небеса. В последние годы жизни императора Церковь была сосредоточена в основном в Иерусалиме, но некоторые ученики Христа уже сеяли евангельские семена и за пределами Святого Града. Так, мироносица Мария Магдалина, первая увидевшая воскресшего Господа, отправилась с проповедью в Италию. Марию Магдалину в путешествии сопровождали её подруги Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного. Кроме проповеди Евангелия, ученицы Христа желали сообщить Тиберию о событиях, происшедших в Иерусалиме, на краю его огромной империи.

Несмотря на трудности, в Риме женщинам удалось приблизиться к престарелому властителю. Мария Магдалина, улучив удобный момент, протянула императору яйцо, выкрашенное в красный цвет, и сказала:
- Христос воскрес!

Тиберий был знаком с восточным обычаем преподносить в праздники или в знак почтения дары с символическим значением. Увидев перед собой простолюдинку с востока, он проявил снисхождение к её непосредственному поступку и спросил, что означают её дар и приветствие.

Мария объяснила: яйцо символизирует воскресение Иисуса Христа и будущее воскресение умерших. Как птенец, сбросив скорлупу, начинает новое существование, так человек, уверовавший во Христа, стряхнет с себя оковы смерти и возродится для вечной жизни. Красный же цвет яйца напоминает о крови Иисуса, пролитой ради спасения людей.

Тиберию понравился ответ женщины, и он, к удивлению своих приближенных, с интересом стал слушать её рассказ. Проповедница вдохновенно поведала императору о жизни и учении Иисуса Христа. Она с горечью рассказала о том, как Он был оклеветан синедрионом и распят по приказу прокуратора Понтия Пилата. Восторженно Мария сообщила о воскресении Иисуса и о Его явлении сначала ей, а затем многим верующим в Него.

Император Тиберий прожил долгую, бурную жизнь. Опытный полководец и распущенный сластолюбец, выдающийся государственный деятель и циничный интриган, он совмещал в своей душе и доблесть, и пороки Рима. Простота и искренность женщины из далекой провинции тронули его иссохшее сердце, и в нем что-то пробудилось и всколыхнулось от соприкосновения с её пламенной верой.

Послание Пилата

Друзья сообщили Пилату, что какие-то ходоки из Иерусалима беседовали с императором. Говорили о неком Христе и жаловались на прокуратора за то, что он незаконно осудил на смерть невиновного. Пилат призадумался: какую позицию занять? Синедрион из-за религиозных разногласий ненавидел Иисуса, теперь преследует Его учеников. Гонения идут под прикрытием обвинений Христа и Его последователей в противлении императорской власти.

Однако учение Иисуса, без сомнения, далекое от политики, распространяется и приобретает множество сторонников среди иудеев. Конечно, пусть евреи сами разбираются в своих религиозных проблемах, но ведь старейшинам удалось втянуть в эти споры его, прокуратора, а последователи Иисуса начали и, наверное, не перестанут жаловаться на него императору. Тиберий хитер и жесток, он внимательно наблюдает за деятельностью провинциальных чиновников. В такой ситуации будет лучше самому довести до сведения императора все, что известно о Христе.

Римские чиновники сообщали императору обо всех важных событиях из жизни вверенных им областей. Поэтому Понтий Пилат в своем послании уведомил Тиберия, что считает необходимым рассказать об Иисусе из Назарета. Он написал о совершенных Им чудесных исцелениях больных, увечных и о воскрешении умерших. Иудейская знать, однако, возненавидела Чудотворца и подняла против Него народное возмущение. Чтобы избежать беспорядков, он, Понтий Пилат, был вынужден отдать Иисуса в руки фанатиков, хотя вины в Его действиях не находил. В настоящее время по всей Палестине идет молва о воскресении Иисуса и многие уверовали в Него как в Бога.

Тиберий, прочитав донесение прокуратора, вспомнил иудейку, которая обо всем этом ему уже рассказывала. Только её речь, в отличие от холодного, канцелярского тона послания, была исполнена духовного огня и живой веры. Да, видимо, на Востоке новое учение распространяется очень интенсивно, если прокуратор считает необходимым информировать о нем специальным рапортом.

Император ещё раз внимательно прочел послание Пилата, и его впечатление от встречи с Марией Магдалиной усилилось. Всё, что он услышал и прочитал об Иисусе Христе, ему очень понравилось. Тиберий решил включить Иисуса в пантеон римских богов. На заседании сената он внес соответствующее предложение, но неожиданно встретил сопротивление со стороны сенаторов.

Когда-то всесильный сенат во время правления Тиберия окончательно утратил былую власть. Он стал местом, где почти автоматически получали правовой статус решения, принятые единолично императором. Однако в ведении сената ещё оставались некоторые второстепенные государственные функции. Потомки древних патрицианских родов, заседавшие в сенате, тяготились ролью безмолвных статистов и иногда позволяли себе, впрочем очень тактично, напоминать императору о своем присутствии.

На этот раз Тиберию верноподданно доложили, что по закону кандидатура нового бога должна получить одобрение сенаторов путем голосования, но они не могут приступить к этой процедуре, так как предварительно не рассматривали данный вопрос. Патриции удовлетворили собственное самолюбие, дав понять императору, что он, хотя немного, но зависит от них. Тиберий обиделся, и сенаторы не дождались от него просьбы обсудить его предложение. Как отметил известный христианский писатель II-III вв. Тертуллиан в своей «Апологетике», «Тиберий остался при своем мнении и угрожал смертью тем, кто доносил на христиан». Евсевий Памфил, находя в действиях императора высший смысл, объясняет их с духовной точки зрения: «Небесный Промысл заронил в него эту мысль с особой Целью, чтобы Евангельское слово вначале беспрепятственно прошло по всей земле»(18).