Святая ульяна в православии икона. Святая благоверная иулиания, княгиня вяземская. Иное жизнеописание праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Её отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. Мать Иулиании, Мария Никитична, не смогла пережить безвременную гибель супруга, и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью, она призвала брата мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца, и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали её главным утешением. Неотъемлемыми качествами Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя искреннюю веру, не оставил её, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность. По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся тогда в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев.

В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой переживало тогда последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его князь Василий Дмитриевич практически не препятствовал.

Последний владелец Смоленских земель - князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина: «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с князем Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Из Смоленска её отправили в Литву.

Святая Благоверная Иулиания Вяземская

Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий, и некоторое время находился в нем. После падения Смоленска, вскоре литовские войска захватили и Вязьму. Горечь изгнания князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием Смоленским.

В 1406 году князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона, дав им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины. Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служа верой и правдой. И княгиня Иулиания, выражала почтительность, ласку и добро ко всем гостям. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом.

Недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия - сластолюбие, непомерная любовь к женщинам, приняла здесь крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще сдерживал себя, то в Торжке пируя и предаваясь пустым развлечениям, быстро потерял всякий контроль. Он прельстился красотой княгини Иулиании. В его сердце закралась зависть к князю Симеону, перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть чужой супругой. Животная страсть и скверная плотская похоть разжигали его воображение и затмевали разум. Он забыл, что говорил Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о прелюбодействе. «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 28). Забыл и о том, что еще в Ветхом Завете напоминалось: «Не пожелай красоты ее в сердце твоем. …Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины» (Притч. 6, 25, 28-29). Уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 17), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям.

Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Подстрекаемый лукавым духом, князь Юрий не хотел помнить, что именно пьянство более всего вредит целомудрию. «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23, 31-33). Напившись вина, и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий коварно заколол мечом, ничего не подозревающего князя Симеона. Тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию: «Не убивай» (Исх. 20, 13). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления. «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!». Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ей. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Схватив нож, она попыталась ударить им князя Юрия в горло, попав ему в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, святая Иулиания вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить её и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

По рукописному Житию святой княгини Иулиании, хранившемуся в соборном храме города Торжка, князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости князь Юрий бросился на него и убил; а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку. Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью, и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили - жизнь вечную и царство небесное. Их кончина последовала 21 декабря 1406 года.

По преданию тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в Никольском (впоследствии Троицком) храме. Его имущество, по общему уговору детей Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги. Святой князь Симеон, свято почитается Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых. Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона считаются утраченными.

После жестокого убийства, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. В Послании к Ефесянам Апостол Павел напоминал: «…Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа Бога» (Ефес. 5, 5). Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Вспомнил он слова царя Давида из Псалтири: «…Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5). Скромное монашеское убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Ибо «…скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28, 13). Пробыв в обители несколько дней, он тяжело заболел и 14 сентября 1408 года умер.

Мученица Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 год

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной того же года. По преданию, её целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели её останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от своих тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка, Иоанн, без всякого на то благословения захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн стал раскапывать захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в церковь пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал всем о случившемся с ним. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только молясь у гроба святой Иулиании, куда его приносили родственники, получил исцеление.

В апреле 1815 года начали разборку старого Преображенского собора в Торжке, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, прикасаясь к её гробу, или взяв часть земли из храма, получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с прославлением святой Иулиании, 2 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь её часовню. В 1906 году ее обратили в отдельный придел, посвященный святой княгине Иулиании. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839-1908 гг.), в 1820 году для придельного (правого) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской и Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867 гг.; святитель; память 19 ноября/2 декабря). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К.И. Росси, завершили, и тогда же его освятили. Во имя святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.

«Благочестно в законе поживши благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явилася еси целомудренная святая благоверная княгиня Иулиания; тленную бо славу и добротство телесное презревши, злокозненнаго врага победила еси и целомудрия ради мученическую смерть прияла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему, обильно источаеши. Тем же ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, с верою и любовию страдания твоя почитающих» - поется в тропаре святой благоверной Иулиании.

Во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании, 5 февраля 1919 года гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая, мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка еще до 1930 года. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.

Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании Вяземских 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины. А также: в воскресенье перед 28 июля/10 августа - Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня/11 августа - Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по пятидесятнице - Собор всех святых в земле Российской просиявших и благоверной Иулиании, княгини Вяземской – 2/ 15 июня.

Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей составлен в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.

Ежегодно православными людьми отмечаются именины. День памяти Святой Покровительницы Юлии по церковному календарю отмечается несколько раз в году.

В простонародье именины еще называют днем Ангела, хотя между этими днями есть отличия.

Именины отмечают в день памяти Святого Покровителя, а день Ангела - это день принятия Таинства Крещения. Православные верующие придают особое значение этим дням — как и в собственный день рождения, они стараются исповедоваться и причаститься, чтобы праздник был не только телесный, но и духовный, от единения с Господом.

День Ангела Юлии

Итак, день Ангела у каждого человека может случиться в какой угодно день. Все будет зависеть от того, когда в детстве ребенка принесли крестить в церковь родители.

Верующие стараются придерживаться старинной традиции крестить ребеночка на 40-й день после рождения. Но кто-то принимает Святое Крещение уже во взрослом возрасте. Итак, люди с одинаковыми именами могут иметь именины в один день, но день Ангела - почти никогда.

Когда именины у Юлии по церковному календарю

Выбирая имя ребенку, верующие родители сами выбирают ему Святого Покровителя. Как правило, это происходит ещё до рождения младенца. Родители молятся Святому, чьё имя будет носить их дочь или сын, чтобы беременность прошла успешно, роды были благополучными, и затем всю жизнь просят Святого о заступничестве, защите, мудрости в воспитании благочестивого христианина.

Если взрослый человек не знает, кто его Святой Покровитель, он может сам выбрать себе Заступника. Делается это просто. Например, взрослая девушка с именем Юлия открывает православный календарь и видит, что имени «Юлия» в Святцах нет, но есть Святые с именами - Иулия и Иулиания.

Девушка прочитывает жития всех Святых, каких она сможет найти, и выбирает себе ту, которая придётся ближе ей по душе. А затем её задачей будет не только молитвенное обращение и просьбы о помощи в разных делах к выбранной Святой, но и почитание - в дни памяти нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться.

Для верующих людей естественно ежедневное обращение к своему Ангелу Хранителю и Святому Покровителю в молитвах.

Святая мученица Иулия Карфагенская, Корсиканская

День памяти - 29 июля. Спустя несколько веков после Рождества Христова Великий город Карфаген был в очередной раз вероломно захвачен и с присущей язычникам жестокостью полностью разрушен. Жители города попали в плен, в их числе оказалась маленькая, невинная девочка Юлия, десяти лет от роду.

В общей массе людей, идущих по принуждению язычников далеко от мест своего обитания, Юля не могла найти родителей, друзей, соседей, слезы буквально поглощали ее детское лицо, как вдруг она услышала глас Божий: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», и успокоилась. Саму девочку с другими пленниками отвезли в Сирию, где каждого продали в рабство. Юля старалась не вспоминать о доме, много молилась и тщательно исполняла свою работу.

Ее хозяин проникся к ней светлыми чувствами (насколько это возможно при рабовладельческом строе) и даже не стал настаивать на отречении от Христа. И вот однажды рабовладелец, взяв с собой Юлию, отправился путешествовать в дальние страны. Проплывая мимо родины Юлии, корабль по воле Божией повернул к берегам Корсики, где уже начиналось пиршество язычников-захватчиков.

Во время празднества язычники узнали, что на корабле есть одна девица, хулящая их богов, и попросили продать ее им, но хозяин отказал. Тогда они, обещая Юлии свободу от рабства, приказали ей принести жертву их богам. Она отказалась. Тут же град ударов обрушился на Юлию, она терпела, как и ее Бог терпел.

Избив Юлию, язычники распяли ее на деревянном кресте, как когда-то люди поступили с Христом, но до последнего вздоха девочка была верна своей вере. После смерти девочки, из ее уст вылетела маленькая белая птичка (душа). Увидев это, язычники разбежались в страхе и ужасе.

Вскоре монахи из Горгоны сняли тело девочки с креста, а о ее воле, верности и преданности Христу ходили предания и Легенды. Такова история жизни Святой Иулии Карфагенской, Корсиканской.

Святая мученица Иулия Анкирская (Коринфская)

День памяти — 31 мая. Жизнеописание святой мученицы Иулии Анкирской берет свое начало в городе Анкире (ныне территория Турции) на переломе второго и третьего веков.

В Анкиру был назначен жесткой язычник-правитель Феотекн, главным велением которого было принятие христианами языческих жертвоприношений, в случае отказа языческие глашатаи расхищали жилища христиан и уничтожали последних.

Однако, несмотря на это, Иулия Анкирская, исповедующая веру в Иисуса Христа, не приняла чужую веру, не поклонилась идолам. За этот отказ Иулию утопили в озере вместе с шестью святыми, которые приняли мученическую смерть за христианские идеалы.

В настоящий момент в православных кругах считается, что икона Иулии Анкирской и молитвенное обращение к самой мученице защитит от физического насилия. Также существует храм Иулии Анкирской в Московской области.

Именины у Юлианны и Иулиании

Дата Имя Святой Описание подвига
3 января Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская Была убита князем Юрием, который, прельстясь красотой девушки, хотел склонить её к прелюбодеянию. Её тело, плывущее по реке, увидел больной крестьянин, который тут же исцелился. С тех к могиле княгини приходили люди, верующие в ее благодатную помощь.

Святая является покровительницей и защитницей целомудрия, а именно тем, кто ведёт монашеский образ жизни, будучи в миру.

2 апреля Святая мученица Иулиания Амисийская, Понтийская Во времена страшных гонений на христиан при правителе Максимиане, она и другие девы не отреклись от веры в Христа, претерпев ужасные муки.
17 декабря Святая мученица Иулиания Илиопольская Это случилось во времена правления Максимиана. При виде, как язычники убивают защитницу Христа - великомученицу Варвару, открыто и бесстрашно претерпевающую все муки и чудесным образом спасенную Богом, христианка Иулиания заявила, что она готова пострадать за Христа. Обеих мучениц долго пытали, били и издевались над ними, но их укрепляла сила Божия.
16 мая Преподобная Иулиания Московская, игумения С раннего детства отреклась от мирских занятий, приложив много трудов для создания обители, в которой люди стремились к христианским идеалам. Имела любящее и милующее сердце, была утешительницей, молитвенницей, кормилицей, целительницей страждующих и болящих.
3 января Святая мученица Иулиания Никомидийская, дева Приняла мучение и смерть за нежелание сменить веру, отказавшись от замужества с язычником Елевсием. Видя её истязания и стойкую веру, чудесные исцеления от ран, 130 жён и 500 мужей приняли веру в Иисуса Христа.
17 марта Мученица Иулиания Птолемаидская Увидев страдания своего брата мученика Павла, обвинила императора Аврелиана в проявлении жестокости, за это была истерзана и вместе с братом приняла мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.
14 ноября Мученица Иулиания Россонская При императоре Максимиане схвачена и предана сожжению за исповедование христианской веры.
15 января Праведная Иулиания Лазареская, Муромская Раздавала свое имущество бедным, ценой своей жизни спасала жизни близких от голодной смерти.
19 июля Святая праведная дева Иулиания Ольшанская, княжна В семье благотворителя Киевско-Печерской Лавры умерла в возрасте 16 лет княжна Иулиания. Её похоронили близ Лавры. Почти полвека спустя были обретены нетленные мощи Святой - в гробу лежала как будто уснувшая девица, тлен не тронул ни одежду, ни тело. У ее мощей свершалось множество невообразимых чудес и исцелений.

Нарекать младенца именем Святого - благочестивая традиция. Святые не только слышат нас, они видят нашу жизнь, знают, какие скорби преследуют человека, как иссякают силы в душе, изнемогает тело и страдает сердце.

Святые молятся и ходатайствуют о нас перед Господом, слышат наши горячие молитвы. Почитание своему Святому, подражание его подвигу и вере - задача каждого христианина.

Эмоциональная, талантливая, неудержимая Юлиана – радость и гордость родителей, которые при этом не будут знать покоя, ведь в доме будет тихо только тогда, когда дочь спит. Конечно, сыграет роль не только имя Юлиана, но именно оно даст девочке сильный характер.

Хотя есть в имени и неоднозначность: его обладательница способна и на неблаговидные поступки, и судьба ее зависит от воспитания, личных стремлений и целей. А родителям нужно быть внимательными, если они хотят вырастить достойного человека.

Происхождение имени Юлиана можно увидеть в разных источниках, хотя оно считается славянским. Тем не менее изначально оно было мужским и означало принадлежность к родовому племени. Упоминается аналогичное слово в наименовании древней римской семьи. В Древней Греции так называли кудрявых детей.

Юлиана – православное имя, которое принадлежало и святой Иулиании Ольшанской. Ко дню своей смерти в 16 лет эта девушка успела совершить немало добрых поступков, за которые ее и возвели в ранг святых. Есть предание, что, когда ее гроб случайно выкопали через много лет после захоронения, тело осталось свежим – без единого следа разложения. Мощам Ольшанской, хранимых в Киево-Печерской Лавре, приписывают чудодейственные исцеления, которые происходят с паломниками. Святая Юлиана до сих пор находится там, хотя мощи частично пострадали в пожаре 1718 года.

Значение имени

Юлиана… значение имени столь необычного на первый взгляд не может быть простым. Так оно и есть: яркая натура, которая может посвятить всю свою жизнь призванию, если поймет, в чем оно.

Девушка рождена быть успешной и талантливой, поэтому нередко добивается высот в выбранном деле. Но значение имени ребенка Юлиана – это не перевод и не история его происхождения. Это характер, дарованный природой и родителями.

Судьба

Что означает имя Юлиана для девочки? В первую очередь – взрывоопасный характер и неусидчивость. Родителям придется приложить немало усилий, чтобы ребенок направил свою энергию в русло развития, а не разрушения. С детства дочь проявит упрямство и эмоциональность. Как правило, еще в раннем возрасте можно заметить и ее талант, а он обязательно есть. Поэтому если родителям покажется, что их девочка заурядна, они ошибаются и нужно присмотреться повнимательнее.

Девочка склонна к резким перепадам настроения, при этом она почти всегда ведет себя артистично: если плачет, то так, чтобы все это слышали и обращали внимание, если смеется – громко и заразительно. В гневе она страшна уже в детстве. Но вот за подростка Юлиану обычно можно не опасаться – это уравновешенный ребенок, который уже не доставит родителям хлопот, конечно, если родители потрудились воспитать дочь в более раннем возрасте.

Карьеру Юлиане предрекают успешную, если она справится со своим вздорным характером и эгоизмом. Вряд ли получится подняться по карьерной лестнице в политике или коммерции. Скорее всего, ее деятельность будет связана с творчеством. Девушка может стать и хорошим преподавателем.

Юлиана, как характеристика имени утверждает, по натуре дружелюбный человек и общительный. Если вовремя заложить в нее определенные моральные ценности, она сможет найти немало друзей, которые, как уже говорилось, будут преданы ей. Она энергична и позитивно настроена. Обычно не помнит обид.

В любви и в семье Юлиана довольно предсказуема: она привлекает немало внимания, может вызывать страсти и ревность. Она никогда не будет вести однообразный образ жизни, поэтому ее партнерам следует призадуматься, как сделать времяпрепровождение разнообразным, чтобы удержать свою избранницу. Девушка буде неплохой хозяйкой, но не в ущерб любимому делу.

Дополнительную сложность в отношениях создает умение идеализировать людей. Юлиане сложно найти партнера именно потому, что она рисует себе в воображении героя, которого на самом деле нет. Немного понизив требования, у нее все-таки есть шанс стать счастливой.

Чтобы завоевать Юлиану, мужчина должен быть самостоятельным, сильным, состоятельным. Только тогда она почувствует себя рядом с ним комфортно и уверено. Но если даже такой муж попробует заставить супругу сидеть дома с детьми, погруженной в хозяйство, она ни за что не согласится.

Что означает имя Юлиана для ее мужа? Активный образ жизни, постоянная готовность действовать, иногда даже в ущерб семье. Однообразие способно убить брак с Юлианой, поэтому ее мужу будет нелегко. Если быт затянет, а супруг не приложит никаких усилий для того, чтобы сделать жизнь жены более интересной, она будет обвинять его во всех своих бедах и плохом настроении. Ради счастья семьи важно помнить, что обладательница такого имени требует творческой реализации.

Рождение детей также не удержит маму Юлиану в стенах дома: она будет работать и брать их с раннего детства с собой, особенно если работа не требует строгого графика и присутствия в офисе. Если же таковое понадобится, у детей обладательницы этого имени быстро появится няня.

Но, конечно, обычно Юлиана не выбирает работу, на которой нужно все время сидеть в офисе – это скучно и однообразно. Ей нужно дело, где она сможет проявить свою активность, творческую натуру, решительность и предприимчивость.

Характер Юлианы

Юлиана – прирожденный лидер. Она привлекает всех людей, которые даже не всегда понимают, чем она так притягивает. Но если вдруг обладательница этого имени поведет себя неблаговидно, она тут же потеряет преданность своих поклонников и просто хороших знакомых, которые души в ней не чаяли. А она ведь действительно может поступать некрасиво.

Характеристика имени Юлиана говорит о том, что его обладательница будет всегда требовательной к себе. Порой это качество мешает добиваться желаемого. К сожалению, высокую требовательность девушка обычно переносит и на других. Ей сложно понять, что люди неидеальны. Она критично относится к недостаткам окружающих ее людей. Тем не менее она легко прощает обиды. А если и кажется, что помнит, на самом деле никогда не мстит и не пытается сделать больно обидчику.

Юлиана довольно горда, эгоистична. Это мешает ей стать счастливой и успешной. Когда она сможет изменить свое отношение к людям и миру вообще, девушка сможет изменить и свою жизнь.

Эмоциональная и легко возбудимая, заводная, неугомонная – синонимов этому имени немало. Но при этом она способна выбрать для себя достойный авторитет и следовать его советам.

Что означает имя Юлиана для ее обладательницы? Активность без границ, постоянную решимость действовать и двигаться вперед. Грамотная, деятельная, талантливая… она при этом может быть как требовательной, так и довольно мягкой. При необходимости Юлиана поможет и поддержит, даст выплакаться и посоветует действовать.

Юлиана с трепетом относится к своему личному пространству, поэтому любое покушение на него будет восприниматься негативно. Не будучи агрессивной, она все же защищает свое право на уединение и личностное развитие.

Именины

Цвет

Бирюзовый, цвет аквамарина, что и означает имя Юлианна, а точнее его характер: это оттенки упорства, деятельности, силы ума.

Цветок

Мак и роза – два ярких цветка приписывают характеру обладательницы описываемого имени. Что же обозначает имя Юлиана с точки зрения выбора растений? Мак – незаурядный цветок, который характеризуется как символ таланта, активной жизненной позиции.

Пьянящий характер растения присущ и Юлиане, ведь она притягивает к себе людей, как магнит. Но девушка не всегда умеет распоряжаться этим даром, из-за чего может совершать ошибки. Главное – не использовать природный дар для того, чтобы манипулировать людьми. В результате можно очень сильно обжечься.

Что значит имя Юлиана? Роза – красивая, страстная, привлекательная, романтичная. Но она же – перфекционистка, требовательная к себе и другим. Именно таков этот цветок и обладательница имени Юлиана. Девушка склонна идеализировать окружающих до того момента, пока не столкнется с их недостатками. И вот тогда она покажет свои шипы.

Церковное имя

В православии девушек Юлиана крестят именем Иулиана – именно так звали княжну Ольшанскую, возведенную в лик святых.

Имя на разных языках

Первоначально имя приписывают древнегреческому языку: перевод имени Юлиана означает «волнистый, кудрявый, пушистый». Но тогда его носили только мужчины, сегодня же чаще встречается более знакомая версия имени – Юлия. Поэтому нередко утверждают, что Юлиана и Юля – одно и то же.

На разных языках имя будет звучать схожим образом: Джулиана, Хулиана, Юлиани, Юльяна, Жюльенна, Юлианьна (на китайском), Юриана (на японском).

Варианты имени: полное, ласковое и сокращенное

Сокращенное имя Юлиана – это Юля, Юлия, Ана, Лиана. Ласково девочек называют Юлечка, Юлюшка, Юлианушка, Ланушка.

С другим написанием – Юлианна сокращенно будет называться так, как сама того захочет.

К каким именам подходит отчество

Наиболее созвучные варианты отчества для этого имени: Александровна, Андреевна, Борисовна, Вадимовна, Викторовна, Витальевна, Владимировна, Вячеславовна, Григорьевна, Денисовна, Дмитриевна, Леонидовна, Михайловна, Николаевна, Олеговна, Сергеевна, Станиславовна, Степановна, Федоровна.

Совместимость имен

Удачными будут отношения с Александром, Робертом, Виктором, Даниилом.

Гармоничными, но вряд ли серьезными и долговечными будут отношения с Глебом, Остапом, Борисом, Валерием.

Как склонять имя

Склоняется имя традиционным образом: Юлиана, Юлианы, Юлиане, Юлианы, Юлианой.

Известные люди с именем Юлиана

Среди известных людей с таким именем немало творческих деятелей:

  • Юлиана Норвичская (XIV–XV вв) – мистическая писательница;
  • Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская – королева Дании в 1752-1784 гг.;
  • Юлиана Шарлотта Фредерика Гримм – родная тетя братьев Гримм;
  • Юлиана Луиза Эмма Мария Вильгельмина Орано-Нассауская – королева Нидерландов в начале XX века;
  • Юлиана Яковлевна Яхнина – литературовед;
  • Юлиана Николаевна Толстова – российский социолог;
  • Юлиана Кляйн – немецкий композитор;
  • Юлиана Банзе – немецкая певица;
  • Юлиана Донская – российский композитор;
  • Юлиана Паша – албанская певица;
  • Юлиана Федак – украинская теннисистка;
  • Юлианна Караулова – российская певица.

Значение имени Юлиана для девочки – это сильный характер, любовь к движению и активному образу жизни. Конечно, такой человек редко унывает, всегда находит, чем заняться, он многогранен и интересен в общении, что и привлекает массу людей. Но повышенная энергичность может утомлять людей, неспособных придерживаться того же ритма, поэтому Юлиане следует уметь идти на компромиссы ради счастья семьи, сохранения дружбы.

Первый мой рассказ пойдет о благоверной княжне Иулиании Лазоревской, Муромской. Милостивая Иулиания родилась в 30-х годах XVI в, в семье благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Это была богатая дворянская семья, соблюдающая законы Божии и, будучи, благоверными, благочестивыми, нищелюбивыми, имели много детей, рабов и богатства. В 6 лет она осталась без матери и была отдана на воспитание бабушке по материнской линии.

Бабушка увезла ее из Москвы в город Муром. По прошествии 6 лет бабушка умирает и воспитанием княжны занялась тетка, Наталья Арапова — дочь бабушки.

Многодетная семья Натальи, в которой было 8 девиц и один сын, не жаловала сироту. Однако кротость и смирение девушки, ее трудолюбие и сердечность к окружающим, сделали ее послушной двоюродным сестрам, не увлекающейся играми и забавами. Княжна Иулиания всецело и посту. Этим она вызывала насмешки и издевательства рабов и, даже тетка укоряла ее в безумии, заставляя насильно принимать пищу и воду.Но Иулиана была верна своему – она по-прежнему постилась. Молилась Богу и предавалась с усердием труду.

По ночам она пряла и шила на пяльцах, обшивая и обряжая бесприютных сирот, вдов и малосильных больных деревни, в которой жила. Человеколюбие благоверной княжны вызывало удивление. Ее добродетель поражала не только близких и родных, но и всех людей в округе.

Не имея образования, не читая Священного писания, праведная Иулиана всем сердцем питала безграничную любовь к близким, заботу и высокое смирение.

Я думаю, что кротость и смирение были ниспосланы ей Богом.

В 16 лет ее выдали замуж за богатого муромского дворянина Георгия Осорьина. Слова священника при венчании княжна запомнила на всю жизнь и добродетель, устроение семьи были для нее главными. Она свято следовала им всю жизнь,завоевав любовь родных, и своей кротостью и долготерпением приобрела любовь даже не верящих в ее искренность к вере чужих людей. Постепенно она стала главной в доме.

В отсутствие мужа, который периодически, на год, два призывался на военную службу, праведная княжна предавалась молитвам, трудилась не покладая рук, а деньги. Вырученные от продажи изделий, раздавала нищим, тайно от свекра и свекрови. Она спасала нищих от голода во время великого голода в 1570 года, когда множество людей погибло, не имея куска хлеба.

Бог дал блаженной Иулиане десять сыновей и три дочери. Старшего сына убил раб. Враждующие между собой дети и слуги, не смотря на все старания Иулианы примирить их, и убедить жить в мире и благочестии, не внимали слову блаженной. Второй сын был убит на царской службе.

Непрестанная молитва и милостыня Иулианы делали ее стойкой перед горем. Она просила мужа отпустить ее в монастырь, но он убедил ее не делать этого ради своих детей. Тогда праведница устроила у себя дома что-то вроде монастыря, продолжая усиленно предаваться молитвам, подражая словами и делами святым женам, великим христианским подвижницам, заботясь более всего о милосердии.

Во времена великого голода при Борисе Годунове Иулиана продала все свое нажитое доюро и на деньги, вырученные от продажи кормила больных голодных, хоронила умерших и заботилась о близких и оставшихся с ней слуг.Пекла хлеб из лебеды и коры дерева. Угощая всех приставших голодных. Удивляя своей бескорыстностью и щедростью людей богатых. Хлеб, испеченный ею, был самым сладким.26 декабря 1604 года она заболела и слегла. Но лежала только днем, а ночью вставала и молилась с огромным усердием, чем вызывала недоверие к своей болезни у окружающих. Приготовившись к уходу из жизни, она призвала родных и сказав:»Слава Богу за все! В руце твои, Господи, предаю дух мой!», отошла в мир иной. Когда она умерла, вокруг ее головы увидели сияющий золотой венец, а ночью видели горящие свечи и чувствовали благоухание, струившееся из комнат. Явившись к одной из рабынь, святая распорядилась вывезти ее в Муровские пределы, где и была предана земле.

Позже над ее могилой родные возвели церковь. А при захоронении ее сына Георгия обнаружили гроб с нетленными мощами блаженной Иулиании. Благовоние и песок вокруг гроба оказались целительными. Многие люди приходили исцеляться и благополучно чудодейственно выздоравливали. Намазав себя миром или потерев песком. человек получал исцеление прямо на глазах у очевидцев.

Я верю, что «чудеса» эти произошли по воле Господа нашего через святую Иулианию, благочестивую, праведную и милостивую в миру.

А икона милостивой Иулиании обладает великой силой исцеления благодаря божественной любви к человеку.

Монахиня Иулиания

Следующий мой рассказ повествует о монахине, жившей в ХХ веке и заслужившей имя святой. Монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова родилась у настоятеля московского храма в честь Успения Святой Богородицы, в семье священника Николая Александровича Соколова. Будучи еще ребенком 4-х лет, Мария увлеклась рисованием и чтением Священного Писания.Она была вдумчивой, трудолюбивой и впечатлительной девочкой. Однажды, в 6-ти летнем возрасте, она увидела на небе необычайно красивый крест. который был ею впоследствии нарисован.

После смерти отца, в свои 12 лет, девочка ощутила острую потребность иметь наставника. И она стала молить Святителя Николаю с просьбой помочь ей в выборе пути. Таким наставником, по воле Божьей, стал Алексий Мечев, умудренный опытом старец в миру, друживший с оптинскими старцами. Отец Алексий помог Иулиании избрать путь служения Господу.

В 1917 году, после того, как Мария окончила гимназию, она получила работу школьного учителя рисования, но не смогла прочесть детям лекцию на атеистическую тему и уволилась. Устроившись в частную студию художницей, она занялась рисунками. Обладая настойчивым, смелым характером и мужеством, Мария Николаевна в опасные годы репрессий и гонения на церковь, рисовала фрески в закрытых храмах и монастырях. Она остро ощутила необходимость сохранить и развить древние традиции написания икон.

Возрождение искусства рукописных икон, розыски приемов иконописи, знание их, приведет к возрождению рукотворного искусства написания икон. Это явилось делом всей ее жизни. Работая в условиях разрухи и голода, Мария Ивановна писала иконы, продолжая работу в издательстве и обучая учеников.

В 1946 году Марию пригласили как художника в Троице-Сергиеву Лавру, где она вместе с другими художниками преподавала технику иконописи, открывая духовную часть искусства. В этот период было написано 29 различных икон.

В 30-е годы Мария стала монахиней. В этот период было создано множество икон, а в 1958 году она стала организатором иконописного кружка при Московской Духовной академии, составила для него план обучения и изготовила пособия для практических занятий. Кружок был создан с целью просвещения и духовного образования молодежи. 23года бессменным руководителем этого кружка была Мария Ивановна.

За свой благородный труд, а именно: за огромное количество написанных икон и просвещение своих последователей, Мария Ивановна награждена была Русской Церковью орденом святого князя Владимира III и II степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского и тремя церковными медалями.

Я глубоко убежден, что свет души ее сохранят написанные ею иконы, которые помогут людям, ищущим благодати в Боге. Они несут в себе энергию духа святого и божественную любовь ко всему сущему на земле.

Иулиания Ольшанская Печерская

Третий мой рассказ я поведу о дочери князя Ольшанского.В середине XVI века, после присоединения Киева к Литве, городом правила семья князей Ольшанских в течении 150 лет. Князь Дубровицкий – Ольшанский был благотворителем Киево-Печерской Лавры. Вдруг у него скоропостижно умирает дочь Иулиания — 16 лет от роду. Тело девушки было погребено около Великой Лаврской церкви.

Примерно в 1724 году, во время копания одной из могил для молодой девушки, был обнаружен гроб с нетленным телом с надписью на позолоченной дощечке о том, что в гробу лежит княжна Ольшанская Иулиания, скончавшаяся в 16 лет. Одетое в белоснежное платье, расшитое драгоценностями и золотом, тело девушки оставалось нетленным. Оно было перенесено в Великую Лаврскую церковь.

Некоторое время спустя, святая явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле.

Она обвинила митрополита в том. Что он недостаточно хорошо относиться к ее мощам и не знает,

что Бог причислил ее к лику святых за угодное Ему. После чего он распорядился чтобы мощи Иулиании переложили в новую драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий. Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный.»

С тех пор у раки мощей святой свершилось много чудесных исцелений. Был даже случай, когда вор украл драгоценное кольцо, но не успел выйти за ворота. как умер, успев только закричать истошным голосом.

Еще одно свидетельство о святости Иулиании произошло однажды с игуменом монастыря Архистратига Михаила, Киевского Златоверхого, который специально пришел посмотреть на мощи святой и обратился с этой просьбой к экклесиарху. Игумен ни разу не поклонился мощам и имел видение, во сне, после молитвы к нему явилась сама святая и упрекнула его в ненадлежащем почитании ее мощей, в то время,как она причислена к святым девам, угодным Богу. С тех пор игумен с большим усердием кланяется при посещении мощей святой праведной Иулиании и высказывает свое благоговейное к ней отношение.

Мощи святой Иулиании Ольшанской подверглись горению во время пожара в церкви в 1718 году. Новую раку с нетленными останками поставили в Ближних Пещерах Киево – Печерской Лавр, украсив ее драгоценностями. Святая дева стала второй из святых жен Руси.

Икона этой святой является помощницей в исцелении больных женских душ. Ходатайствуя о прощении перед Пречистой Матерью господа и пред Престолом Святой троицы о спасении, она помогает обрести женщинам душевный покой. В молитве святой деве звучит просьба исцеления от телесных и душевных болезней, а также просьба к Богу через святую непорочную деву о всеобщему обращению людей к вере Православной и взаимной любви и идуховному единству о укреплении силы духа верующих, их кротости и смирению перед богом

Я приглашаю женщин в трудные минуты жизни просить помощи у святой Иулиании-помощницы, ходатайствующей перед Богом за исцеление наших душ.

Святая мученица Иулиания

Четвертый рассказ я поведу об святой мученице Иулиании, ставшей святой мученицей. Эта печальная и трагическая история началась после достижения Иулианией совершеннолетия.Ее обручили с женихом-язычником. Принять христианскую веру он отказывался. В ответ девушка решила не выходить замуж и остаться девой. Отец жестоко избил ее за неповиновение своей воле, отдав в руки епарха Елевсия, который должен был решить ее судьбу.

Красота девушки пленила епарха и он решил уговорить ее выйти замуж за него. Но Иулиания была непреклонна в своем решении остаться непорочной девой. Тогда ее подвергли жестоким мукам: повесив за волосы, избили, пытали раскаленным железом, а затем бросили в темницу. Девушка непрестанно молила Бога о спасении, о помощи и к ней явился диавол в образе ангела. Он уговаривал ее принести жертву в покаяние идолам. Но девушка не поверила диаволу и спросила у Бога о том, кто был перед ней, и почему он говорил такие слова. На что Бог ответил, что это диавол, над которым она имеет власть, данную ей Богом. Господь наделил ее силой и позвал на борьбу с диаволом.

И произошло чудо — целая и невредимая мученица Иулиания встала и жестоко избила побоями диавола, затем выбросила утром на кучу грязи. На суде она обличала коварного епарха, но суд снова подверг девушку наказанию и бросил ее в горящую печь. Иулиания стала усиленно молиться и погасила огонь. Те очевидцы, которые там были сразу уверовали в Христа. Их было 630 всего мужчин и женщин, но им отрубили головы за то, что они посмели назвать его Богом.

Когда Иулианию бросили в кипящий котел, ангел, посланный Богом, спас ее. И вдруг огонь из-под котла вырвался наружу, сжигая мучителей девушки. Погибли многие. Но по приказу Елевсия Девушке отрубили голову и она погибла, душа ее устремилась к Богу.

Я рассказал вам еще один пример служения Богу, беззаветной преданности Христу. Преклоняясь перед святым именем мученицы Иулиании, помолимся за спасение всех человеческих душ!

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить - было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря - брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, - повествует ее сын, - Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти - Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 - 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища... не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. - A мы вот что скажем, - говорили нищие, - много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы... Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,... чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», - пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании - Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас - ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках - это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин - профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.