Сыны божии входили к дочерям человеческим толкование. Сыны божии и дочери человеческие. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Как объяснить смысл 2-го и 4-го стихов шестой главы книги «Бытие»:

«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди»?

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части - «каинитяне» обозначаются общим понятием «людей», аналогию чему видим и в других местах Писания. Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).
Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.
Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие - представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно - олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает - сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.
Быт.6:3. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими],
Очевидно, тут идет продолжение предыдущего повествования: там указывался самый факт, здесь дается соответствующая ему оценка; и если здесь действующие лица ясно названы людьми, то они же (а не Ангелы) разумелись и выше. В частности, слова библейского текста: «Духу Моему» и заключают в себе указание или на внутреннюю, духовную сущность человеческой природы (с глухой ссылкой на историю творения человека), (Быт. 2:7), или же, что еще вероятнее, - на Святого Духа, как зиждительный принцип всякой вообще (Быт. 1:2) и религиозно-этической жизни по преимуществу. Пренебрежение к Нему есть именно та хула на Духа Святого, которая, по словам Спасителя, составляет один из самых тяжелых смертельных грехов (Мк. 3:29), поскольку он характеризует собой такую степень греховного ожесточения человека, с которой становится психологически невозможным уже никакое исправление.
потому что они плоть; Вот та причина, в силу которой люди пренебрегли божественным Духом и заслужили наказание. Первое слово этой фразы м. Филарет более точно переводит: «в заблуждении своем», - очевидно, библейский автор этим снова указывал на нечестивое сношение сифитов с каинитами. Так как вступая в подобные браки, люди свидетельствовали об упадке у них высших, духовных интересов и о господстве низших, плотских, то и сами они как бы превращались в ту грубую плоть, которая на языке Священного Писания служит синонимом всего низменного, материального и греховного.
Быт.6:4. В то время были на земле исполины,
Предпотопное человечество именуется «исполинами», в подлинном nephilim - «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис. 13:33-34), но основное значение этого корня «разрушать, ниспровергать», а в форме ниф - «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому в этих первобытных «нефилим» можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев.
это сильные, издревле славные люди. Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2Цар. 17:10; Дан. 11:3), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3Цар. 11:28). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар. 3:26-28).

Однако должны добавить, что существует древний мидраш (толкование устной Торы) о том, что ангелы неба, заскучав, или решив "поправить" человечество в его лучшую сторону, спустились на землю и соблазнили дочерей человеческих. От того и появилось поколение "неудобоваримое" ни для людского племени, ни для Всевышнего... Но это отдельная история...

Если ты думаешь, что сказанные тобой слова - "Представленная тобой позиция - это не Библейская позиция!" - это серьезный аргумент, а не просто голословное утверждение, то, наверное, и остальные твои аргументы, могут быть таковыми. В таком случае, давай прекратим дискуссию, и пусть каждый останется при своем мнении, ты - что только у тебя одного верная Библейская позиция, а я - Библия дана Богом не как Энциклопедия "Что Где Когда" и не обязана обо всем рассказывать, а Ее задача - объяснить людям, что если они не примирятся с Богом, во Христе, то они попадут в вечную погибель и, что Бог на самом деле такой, как Его Единородный Сын, в Котором, его качества понятны любому человеку.
А про рефаимов, неффилимов, эмимов, замзуммимов (רפאים), имевших огромный рост и, часто по шесть пальцев на руках и ногах.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии (бен Элохим – арам.) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
4 В то время были на земле исполины (Нефилимы), и особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные (шем – арам. – видные, представительные по виду) люди.
(Быт.6)
Исполины 4-го стиха в оригинале – нефилимы, что значит «падшие». Не путать с падшими ангелами, поскольку нефилимы – не ангелы, т.к. родились на земле. Писание говорит: исполины произошли от женщин-людей и сынов Божьих.

Чтобы понять природу исполинов, надо выяснить, кто их отцы, эти загадочные сыны Божьи. Люди или ангелы? А если ангелы, то Божьи или нет?

Ранняя церковь, а до нее еврейские раввины верили, что это были Божьи ангелы. Даже император Юлиан Отступник высмеивал и преследовал церковь за эту истину.

Сей очевидный взгляд однако затерялся в сумраке 5-го века, когда с утратой веры в сверхъестественные вещи – «разве ангелы на такое способны?!» – была вброшена и растиражирована мысль, будто сынами Божьими, бравшими себе в жены дочерей человеческих, являются потомки Сифа, третьего сына Адама. Очевидная человеческая тенденция: отклонив напрашивающееся, стараться сохранять знающий вид. А почему, собственно, не способны? Имена у ангелов мужского рода, не среднего. Выражение «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» касается их состояния на небесах, не более того. Высказанная Господом мысль не несет в себе обязательного вывода, будто ангелы не могут иметь брачные отношения. Например, монахи те тоже не женятся, хотя могли бы. Дело в ограничениях, не в отсутствии способности.Понятно, ангелам нельзя вступать в связь с дочерями человеческими, но это не значит, что невозможно. Они гипермерны: могут находиться в духовном мире, а могут и в материальном. Появляясь физически, они вступают во весь спектр земных возможностей, включая, как мы видим, репродуктивные функции.

Когда они проникают в физический мир из невидимого, их трудно отличить от людей. Они могут есть и пить с тобой, как ели и пили с Авраамом, им можно оказать гостеприимство, и так и не узнать, что это были ангелы.

Имея частый опыт ангельских посещений, можно даже запутаться в идентификации, кто есть кто, решив, что пришел ангел, в то время как это все еще человек. «Они же говорили: это Ангел его». (Деян.12)

Ангелы имеют тела и вещественны в физическом мире: «Тело его - как топаз,.. вот, коснулась меня (его) рука» (Дан.10). Они могут не только придти во сне или облаке видений, но и открыто. Нет никаких проблем с тем, что они – служебные духи, люди тоже духи, однако же тела имеют.

Тертуллиан, Василий Великий и другие отцы церкви считали, что всему творению свойственна вещественность, а 7-й Вселенский Собор даже специально постановил, что ангелы обладают телесностью: «Они не безусловно невидимы, будучи одарены телами». Такое вот заключение.

Сегодня мы обратимся к книге Бытия:

2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
(Быт.6:2-4)

На этот вопрос дается не мало ответов. Кто-то утверждает, что это небесный создания — ангелы, а кто рассуждает более приземленно, основываясь на родословии Адама.

Мы постараемся представить обе теории в свете нашего вопроса. Если у вас есть, что добавить к изучению нашей темы — просим оставить комментарии после статьи.

Сыны Божие

Начнем изучение темы с мест, где в Библии можно встретить упоминание словосочетания «сыны Божие».

Есть несколько ярких мест, с которых начнем чтение.

Первая точка зрения.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
(Иов.1:6)

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
(Иов.2:1)

7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
(Иов.38:7)

Сыны Божии — в книге Иова определенно означают Ангелов.

Может ли такое же значение иметь это словосочетание в Быт.6:2-4?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
(Мар.12:25)

Так как Ангелы не женятся, то под сынами Бога в книге Бытия что-то иное.

Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев)

1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
(Втор.14:1)

15 [Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
(Пс.72:15)

6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
(Ис.43:6)

10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».
(Ос.1:10)

в противоположность потомкам Каина, дочери которого (в стихе 4) названы дочерьми человеческими.

В Новом Завете сыны Божии — это верующие. (См. )

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук.20:36)

Вторая точка зрения:

  • сыны Божии — потомки Сифа (третий сын Адама — праведник, родившийся вместо Авеля). Дочери человеческие — потомки Каина (внучки-правнучки). Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Это и было неугодным в очах Божьих, после чего Он ограничил время жизни человеческой до 120 лет.

Мы разовьем эту мысль ниже, но для общей картины лучше всего вспомнить контекст 6 главы книги Бытия.

Контекст 6 главы книги Бытия.

Допотопное развращение. Быт. 6:1-8.

  • Под «Сынами Божиими» подразумеваются или ангелы или главы Симовых семейств, которые женились на безбожных потомках Каина. Эти ненормальные браки, в чем бы они ни оправдывались, наполнили землю развращением и насилием.
  • Иисус Христос признал потоп историческим фактом, и приравнял время Своего пришествия опять ко дням Ноя (Матф. 24:37-39). Все, что происходит в мире теперь, заставляет нас думать, не приближается ли это время опять?
  • «Сто двадцать лет» (6:3) могли означать временную отстрочку потопа. Они могли также означать сокращение длительности человеческой жизни, о которой говорится в пятой главе.
  • Поколения Ноя, 6:9; 9:28
  • Жизнь Ноя является четвертым документом, составляющим книгу Бытия. В этом рассказе упоминается потоп, возможно записанный самим Ноем и переданный Симом Аврааму.

Ной и ковчег. Быт. 6:9-18.

  • Ковчег был приблизительно 135 м. длиной и около 20 м. шириной.
  • В нем было три палубы, разделенные на отделы, с окнами вокруг верхней палубы. Корабль этот был очень близок по своим размерам и пропорциям к океанским суднам нашего времени. Живя на берегах великих рек, кораблестроение было одним из достижений человека раннего времени. В клинописных записях говорится, что с древних времен жители Вавилона занимались судоходством.
  • Местожительством Ноя, по вавилонским записям, была Фара, на реке Евфрате, в расстоянии 110 км. от Едемского сада. Поэтому речное судоходство и судостроение, наверно, было известно Ною с детства.

Животные. Быт. 6:19; 7:5.

  • В главе 6:9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар чистых животных и лишь по одной паре других. Некто высчитал, что в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.
  • Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных — было само по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть 120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать, что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он оставался твердым в своем намерении и вере.

5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
(2Пет.2:5)

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
(Евр.11:7)

В свете событий 6 главы мы можем смело выделить причину конфликта — развращение, что вызвало гнев Бога и наложило ограничение в 120 лет: на средний возраст жизни человека или на точную дату будущего потопа.

Бытие 6 глава повествует нам о событиях, происходивших непосредственно перед потопом. Очевидно, что эти события напрямую связаны с причиной потопа. Мы не должны упустить ничего важного, что могло бы пролить свет на предмет нашего исследования.

  • Кем являются «Сыны Божии»?
  • Каким образом эти существа могли брать себе в жены дочерей человеческих?
  • И как те могли рождать детей от них?
  • Как мы должны понимать слово «исполины»?
  • Каково значение слова «непорочный», употребляемого по отношению к Ною и его родословию?

Изучение 6 главы книги Бытия.

Первое, на что стоит обратить внимание в нашем исследовании, это на слово “начали ”:

«Когда люди начали размножаться на земле» (Быт. 6:1).

Слову переведенному «начали » соответствует еврейское слово chalal , в котором значение «начала» является вторичным.

Chalah , прежде всего, означает «просверливать, вонзать «, отсюда «ранить «.

22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
(Пс.108:22)

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:5)

Из этого примитивного значения происходит более сложное «обнажать, открывать, делать незащищенным, открывать проход » и, наконец, «осквернять «, например, святыню,

8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
(Лев.19:8)

а также “порочить семя”.

15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
(Лев.21:15)

Chalah может переводиться как “портить, развращать, осквернять, блудить ”. В Бытии chalah встречается всего 8 раз. И мы даем список всех упоминаний, чтобы можно было лучше понять значение этого слова:

Бытие 4:26 Chalah

  • 4:26 «Тогда начали призывать имя Господа»
  • 6:1 «Когда люди начали умножаться на земле»
  • 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»
  • 10:8 «Нимрод, сей начал быть силен на земле»
  • 11:6 «Вот что начали они (т.е. вавилоняне, строившие башню) делать»
  • 41:54 «И наступили семь лет голода»
  • 44:12 «Он (т.е. Иосиф) обыскал, начал со старшего»
  • 49:3,4 «Рувим… ты осквернил постель мою»

Один раз в Бытии это слово переведено «осквернить «. Оно относится к Рувиму, совершившему нечестие по отношению к «отцу», потерявшему, таким образом, превосходство первенца. Здесь мы ясно видим попытку осквернить семя, причем как одну из многочисленных попыток, упоминаемых в Бытии.

Упоминание этого слова в Быт.6:1 показывает, что это умножение людей также привело к осквернению семени “сынами Божиими”.

Исполины — суперлюди.

Наиболее очевидно, что «Божии» в словосочетании «сыны Божии» противопоставлено определению «человеческие» — в словосочетании «дочери человеческие».

Порождения этой связи сынов Бога с дочерьми человеческими названы «исполинами», еврейское Naphilim , что буквально переводится как «падшие».

Это были чудовища порока и суперлюди по размерам и по греховности. Одной из основных целей потопа было их уничтожение. Только семья Ноя сохранила свое генетическое происхождение от Адама.

«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

“Ной был непорочный” в смысле беспорочен в плане потомства и наследственности. Все остальные извратились, т. е. их наследственность была уничтожена (как потомков Адама).

Нужно заметить, что слово «житие toledoth , что означает «семейная история «. В ней может идти речь либо о предках, либо о потомках. Другое слово «род » является переводом еврейского слова dor , которое относится к современникам Ноя, людям жившим с Ноем в одно время.

Относительно своих современников Ной был «непорочным». Это еврейское слово tanim первоначально относится к физическому, но не к моральному совершенству. Оно очень и очень часто употребляется в описании беспорочного животного, приносимого в жертву.

3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
(Лев.1:3)

5 Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
(Лев.12:5)

Итак, Быт.6:9, прежде всего, указывает на то, что Ной был неоскверненный в отношении своего родословия. И таким образом канал, через который должно было прийти Семя жены, был сохранен среди всеобщего растления.

Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»

Заранее оговоримся: это лишь предположение, и мы вовсе не претендуем на обладание всей полнотой истины в этом нелёгком вопросе.

В селекции есть такое понятие: инбредные линии.

Что это такое?

Это линии животных, которые выведены путём многократных близкородственных скрещиваний. Делается это для закрепления определенных качеств данной породы (например, надои молока). Теперь введем ещё одно понятие — «гетерозис». Это интересное явление возникает при скрещивании представителей двух инбредных линий. Характерезуется увеличением размеров потомства, повышением общей жизнестойкости и наличием множества других положительных качеств (для селекционера). Автор предположения другой верующий и я присоединяюсь к идеи.

Я согласен с тем, что сыны божии — это сифиты , а сыны человеческие — это каиниты .

Учитывая все выше сказанное, можно заметить, что в этих двух родах на протяжении поколений сформировались типичные инбредные линии (путем вступления в брак близких родственников). И при вступлении в брак представителей этих двух инбредных линий произошло типичное проявление гетерозиса — появление исполинов.

Кстати, гетерозис постепенно ослабляется в дальнейшем ряду поколений (возможное объяснение уменьшения продолжительности жизни, хотя и довольно спорное и не полное).

В заключении

В заключении стоит отметить, что при изучении вопроса родословия меня не покидала следующая гипотеза:

  • Адам был создан совершенным человеком и после грехопадения, вероятно, его геном, как смертного человека был уникален.

Он имел в себе все, что требовалось для продолжения рода. И долгое время брак между братом и сестрой не был преградой в появлении исполинов. И когда человечество значительно увеличилось, увеличилась и вероятность генетического отклонения. Стоит отметить, что тогда более логичным становиться тот факт, что именно от Каина род считался испорченным.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт.4:8)

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] , ненавидящих Меня,
(Исх.20:5)

Возможно также и предположение, что долгожители, по линии Сифа именовались не просто так сынами Бога — через их родословную должен был придти Спаситель.

Теорию про Ангелов и их вмешательство не была рассмотрена более детально лишь по одной причине:

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
(Лук.17:26-30)

Мы ещё под впечатлением грандиозной битвы в другом измеренье, к которой вплотную подошла Вселенская История. Это будущее событие мы рассматриваем очами веры. Веры тому, что предсказано в Библии. Не спе- ши, читатель, переводить взгляд на более понятные будни земного бытия. Мы ещё не разобрались с очередным вопросом о небожителях, Сынах Божьих Вот он: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны… В то время были на земле исполины, осо- бенно же с того времени, когда сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» Быт. 6:1-3 А на встречный вопрос: Кто же тогда ДЕТИ Божьи ? Они отвечают; это потомки Сифа. Понимаю, что тема спорная, но вполне разрешимая, если исследовать Писание, а не прятаться за известную фразу: «Ангелы - бес- полые и бесплотные существа, и поэтому не могли ничего иметь с дочеря ми Сифа, или его сына Еноса, в бытность которого «начали призывать имя Господа». И когда люди, поклоняющиеся Господу, стали жениться на без- божных женщинах, появились дети исполины. Это толкование - на ходулях, шаткое, не имеющее хорошего, да вообще никакого основания. Во-первых, об этом не говорит Библия. Во-вторых: Сиф и Енос оставили сыновей и дочерей, умерли, как и все перечисленные в 5 главе Бытия. Ничего особенного, никаких исполинов. Наконец, и в Библии, и в последующей истории святые, ищущие Бога, женились порою на далеких от Бога женщинах, но рождались обычные люди. (Моисей, Соломон - и женщины из всех народов тогдашнего мира). И - никаких исполинов в итоге. Мне известны христиане, женившие- ся на безбожницах. Итог - тот же: родились обычные дети - такая же Кто же такие Сыны Божии?

Они упоминаются в Библии несколько раз . Помимо Быт. 6:1-4 о них говорит Книга Иова:

а) 1:6 «Пришли сыны Божии предстать пред Господа» (Ясно, что речь не идёт о людях).

б) 38:7 «При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

в) «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мерт- вых… умереть уже не могут ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии».

г) «Кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» Пс. 88:7. Сыны Божии - это небожители, Ангелы. Сыны - с малой буквы, с большой буквы лишь Единородный Иисус Христос. Но как же бесплотные ангелы, сыны Божии, могли брать в жёны дочерей человече- ских? В небе - это бесплотные духи, но, будучи посылаемые на землю, они получали обыкновенное человеческое тело видимое, ощутимое. Помните борьбу Иакова с Ангелом? Ухватился за него и сказал: не отпущу, пока не благословишь. Было за что ухватиться. Сыны Божии разговаривали, запирали дверь дома у Лота. Три небожителя в человеческом теле были гостями у Авраама. «И они ели». (Быт 18:8).

И ели обычную нашу человеческую пищу. Если бы сыны Божии не получили тела, отправляясь в наш мир, их никто ни- когда бы и не видел. Не видели бы и Иисуса Христа, если бы Он явился в мир, не получив тела. Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения ты не восхот- ел, но тело уготовал мне». (Евр. 10:5). И не какое-то иное, а человеческое «Во всем уподобился братьям Своим». Тело хотящее есть, отдыхать, так же чувствительное к боли, иначе муки распятия не были бы подвигом. И вот в таком человеческом теле сыны Божии увлеклись красотою до- черей человеческих. Подумайте, что имел в виду Апостол Иуда в 6 стихе своего послания. Павших ангелов бесконечно много - третья часть ушла за мятежным архангелом, и они не в узах. Они пока свободны, они - де- моны «опекают» миллиарды людей. Их изгоняют из одержимых. Их свяжут и бросят в озеро огненное только в будущем. А какой-то разряд небожи- телей уже не на свободе. «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд Великого дня». Они не из тех ангелов, что ушли за мятежным архангелом, это Божии посланники, направленные на землю в человеческом теле, потеряли своё ангельское достоинство. И ещё деталь: исполины уничтожены водами потопа. Но опять по- являются на земле Голиаф, Лахмий, Египтянин (1 Пар 11:23), сыны Енакиевы, Рефаимы. Откуда они? Похоже, что увлечение дочерями человеческими не разовое когда-то явление. Книга Еноха не вошла в Библию, но она очень древняя, в ней говорится, что дети этих странных браков славились не только ростом, но и особыми знаниями: «Издревле сильные и славные люди». Салтыков-Щедрин в рассказе «Лихоманка» описал распространенное в то время сожительство с демонами. Я в свою бытность пресвитера выслушивал исповеди очень красивых женщин об этом же. И, что странно, у них были прекрасные мужья. Мне пришлось именем Иисуса Христа освободить парня от его «лихоманки». Теперь он свободен, и член церкви. Оказывается сожительство с демонами очень распространённое сегодня явление. И хотя исполинов почти нет, но феноменов среди детей этого странного брака очень много. Интеллект их на порядок выше обычных людей. Природа демонов, знающих о тайнах мира более, нежели учёные, как-то передается потомкам. Я сейчас предложу вам газетную статью. Это не библейская догматика, автор делает свои выводы и прогнозы, но христианина интересуют факты и статистика, от которых не отмахнёшься,

Итак, статья: ДЕТИ ИНДИГО На Земле все чаще рождаются чудо-дети, Ученые считают, что это следующая ступень эволюции человека. Так называемая шестая раса Детей назвали «индиго» по одинаковому ярко-синему цвету ауры, ко- торую видят у них все мало-мальски продвинутые экстрасенсы, «Индиго» способны вылечить головную боль простым прикосновением. У них есть врожденный иммунитет против многих смертельных болезней, таких как СПИД или рак. И они без вреда для себя могут съесть испорченные консервы, от которых загнулся бы любой взрослый. Многие предполагают, что эти качества помогут им пережить катаклизмы, которые скоро обрушатся на нашу планету и стать родоначальниками новой эры в истории человечества. Медики утверждают, что чудо-детей на земле уже несколько десятков тысяч. Их пристально изучают во всех странах, но результаты исследований везде одинаковые. Жёсткие излучения, например радиоактивные, действуют на них в несколько раз меньше, чем на обычных людей, больше того, у матерей больных СПИДом такие дети появляются без всяких при- знаков болезни, у матерей-наркоманок, принимавших наркотики во время беременности,- без наркотической зависимости. Многочисленные медицинские исследования при этом не выявили у них никаких отклонений от нормы. Кроме одной: «индиго» используют не шесть-семь процентов ресурсов мозга, как все мы, а 10-14.

Версии их появления высказываются самые разные. Самая распространенная - способности появилась у них в результате мутаций, вызванных постоянно действующими на людей излучениями, начиная от постоянно работающих телевизоров и кончая современными компьютерами и мобильными телефонами. Организм сам перенастроился на существование в технократическом обществе. По другой версии, «индиго» рождаются при вмешательстве НЛО. Ведь уже много лет подряд тысячи женщин заявляют, что их «изнасиловали инопланетяне. Может, «индиго»- продукт имен- но таких взаимоотношении с зелёненькими или синенькими человечками? - Тогда становится понятны не только их выдающиеся врожденные способности, но и частые рассказы о других цивилизациях, даже об устройстве НЛО,- говорит член-корреспондент Академии информации Всеволод Пригожский. - Сторонних наблюдателей вообще очень поражают так называемые интуитивные знания этих детей. Они с горшочного возраста рассуждают о смысле жизни и предназначении человека. Могут рассказать, какая, например, была раньше жизнь на Марсе, почему там погибла цивилизация. Откуда они это знают? Опять-таки остается выдвигать версии. Эзотерики утверждают, что они с самого рождения подключены к единому информационному полю Вселенной. Уфологи уверяют, что это включается генная память инопланетных предков. Консервативные ученые отмалчиваются, потому что существующая наука их чудо - деток объяснить не может. Но и опровергнуть -- тоже. Тем более что последние американские находки на Марсе начали подтверждать то, что рассказывали о планете дети «индиго». В предчувствии беды Многие уже назвали «индиго» представителями новой, шестой по счёту человеческой расы. Мол, сейчас, на пороге нового тысячелетия, происходит смена поколений, подрастает формация совершенно новых людей, которые заменят нас в будущем. И судя по железному здоровью и не обычным способностям этих детей - будущее предстанет перед нами в очень суровом виде. - Природа всегда заранее компенсирует свои потери, - рассказал магистр «Школы Единого Духа» Федор Золотов. - Известно, что перед войной, например, рождается больше мальчи- ков. А массовое рождение «высокопрочных» детей по всей Земле совер- шенно ясно свидетельствует о том, что человечество ожидает катастрофы планетарного масштаба. Ещё страшнее окажутся последствия нынешнего вмешательство в ге- нофонд живых существ, который уже приводит к неконтролируемым мутациям вирусов и бактерий. Врачи начали работу над антибиотиками пятого поколения, поскольку первые четыре почти не действуют. Так что эпидемий новых болезней, пострашнее СПИДа, осталось недолго ждать. Совершенно ясно, что современный человек в изменившихся услови- ях просто не выживет. Нет у него таких сил, - считает магистр Золотов… - Вот мать-природа и готовится загодя, меняя homo sapiens на homo intellektuales. Сами себе режиссёры Судя по всему, «индиго» появлялись и раньше, но совсем не так часто. Одно из неканонических Евангелий рассказывает, что у Иисуса Христа сначала была ярко-синяя аура, особенно редкая для тех дремучих вре- мен. Потом, к кресту поближе, она сменилась на золотую, ауру святых и пророков. Как известно, Христос тоже пришёл в мир в переломный для цивили- зации момент, научил новому мышлению и в расцвете лет ушёл. Статистика показывает, что многие «индиго» не доживают даже до со- вершеннолетия. Процент самоубийств среди них в два-три раза выше «обычного детского и подросткового. Психологи говорят, что процесс адаптации к окружающему миру у них гораздо более сложный. Не зря 90 процентов детей-убийц в возрасте до 10 лет - тоже «индиго». Они «настолько сильно чувствуют своё превосходство над окружающими, что просто не могут расценивать их, как равноценных обладателей жизни, - говорит Всеволод Пригожский. - Тем более, почти все «индиго» предска- зывают скорый «конец света» и, наверное, не видят смысла его дожидаться. По предсказаниям чудо-детей, Земля просуществует в нынешнем виде ещё около пяти лет. А учитывая, что большинство из них появилось на свет в начале девяностых, то предполагаемую катастрофу они встретят в половозрелом возрасте. Подождут, пока неполноценные граждане вы- мрут, и начнут размножаться. Производя на свет устойчивую к радиации, мутации и атипичной пневмонии шестую расу. Справка Дети «индиго» уже начали оказывать влияние на нашу жизнь. Восьмилетний Марко Бойчев из Болгарии в прошлом году опублико- вал книгу о тайнах цивилизации Марса. Наташа Демкина из Мордовии с шести лет ставит людям диагнозы болезней. Она видит человека насквозь без УЗИ и рентгена. Наташа Хлебникова из Анапы говорит на 120 языках, включая древ- несаксонский. Двенадцатилетний Якеши Тонако из Японии уже три года возглавляет креативный отдел в дизайнерском автомобильном бюро. Четырехлетний Серёжа Краснов из Санкт-Петербурга читает закрытые книги, положив руку на обложку…. Ребенок «индиго» Борис Матушкин, 8 лет, г. Жирновск, Волгоградская обл.: «В 2009 году человечество ждёт глобальная катастрофа, которая за- тронет целый материк, а в 2013-м новая, ещё большая беда уничтожит половину человечества. Жить по-старому, оставшиеся в живых, не смогут. Все правила, и законы падут, а прошлое будет истоптано. И наладить жизнь нового человечества призваны такие, как мы. ТВМ - Вестник. Зазеркалье. 6. 04.2005 г. Итак? Что может быть, чего не может между видимым и невидимым? Не пережившим подобного, трудно понять многое. Чудо-дети. Кто их отцы: сыны Божии или сыны лукавого? Да и кто из нас может похвалиться доста- точными знаниями в этой области? Но слушая исповеди женщин и мужчин, к которым периодически приходят незримые сладострастные посетители, и которые на своем горьком опыте знают подробности этого насилия, не- вольно утверждаешься в мысли о том, что сыны Сифа тут не причём. Тем более, в Библии встречается фраза «дух блуда»,- тот, кто культивирует в людях этот порок. И если в 6 главе Бытия перед самым потопом - всего лишь 1400 лет от начала нашей истории - сказано: «Это издревле силь- ные и славные люди», то мы вправе отнести появление исполинов к самым первым женщинам, ко времени дочерей Сифа и дальше. Может быть, уже кто-то из их красивых дочерей стали матерями нефилимов (исполинов).

Ясно одно, человек не достигнет исполинского роста никакими тренировками, тем более - не обретёт феноменальных способностей. Они появляются в результате соприкосновения со сверхъестественным, будь это Бог или князь мира сего. (Помните поединок феноменов, тех и других - Моисей и египетские чародеи?). И это сверхъестественное даёт человеку опережающие знания, к которым нормальные люди придут только в будущем, может быть неблизком. Они, как выражаются специалисты, каким-то образом подключены к «Мировому информационному полю». И в заключение: тема эта необязательна. Без неё вполне можно про- жить и обойтись. От знания или незнания верного объяснения не зависят главные вопросы бытия: Бог, спасение, вечная жизнь. Это - дело любительское. Тем более предложенный ответ не считаю неоспоримой истиной. Можете иметь свое понимание. Меня устраивает то, что я высказал, а любителям спорить хочу сказать: спорить может тот, кто хоть сколько-то времени и сил отдал изучению вопроса, а не прятался за дежурную фразу: «этого не может быть». А.П. Прохоров

ПОЯСНЕНИЯ СЛОВ: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал..." Быт.6:1-4.

Вопрос: Правда-ли, что ангелы входили к дочерям человеческим , и так рождались исполины?

Актуальность вопроса.
К сожалению, некоторые протестантские поповедники и библейские комментаторы совршенно безосновательно полагают, что в Быт.6:1-4, говориться о том, что ангелы входили к дочерям человеческим...
Подобное заблуждения весьма распространены среди христиан и основаны, исключиельно, на незнании Слова Божьего.

Итак, попобуем рзобраться в этом вопросе.
Написно:

"Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди."
Быт.6:1-4.

Вот, этот текст на врите:
וַיְהִי כִּי־הֵחֵל הָאָדָם, לָרֹב עַל־פְּנֵי הָאֲדָמָה; וּבָנוֹת יֻלְּדוּ לָהֶם׃
וַיִּרְאוּ בְנֵי־הָאֱלֹהִים אֶת־בְּנוֹת הָאָדָם, כִּי טֹבֹת הֵנָּה; וַיִּקְחוּ לָהֶם נָשִׁים, מִכֹּל אֲשֶׁר בָּחָרוּ׃
וַיֹּאמֶר יְהוָה, לֹא־יָדוֹן רוּחִי בָאָדָם לְעֹלָם, בְּשַׁגַּם הוּא בָשָׂר; וְהָיוּ יָמָיו, מֵאָה וְעֶשְׂרִים שָׁנָה׃
הַנְּפִלִים הָיוּ בָאָרֶץ בַּיָּמִים הָהֵם, וְגַם אַחֲרֵי־כֵן, אֲשֶׁר יָבֹאוּ בְּנֵי הָאֱלֹהִים אֶל־בְּנוֹת הָאָדָם, וְיָלְדוּ לָהֶם; הֵמָּה :
Быт.6:1-4.

Здесь, сразу бросается в глаза фактическое отсутствие в библейском тексте слова "Ангел", евр. -"Малах".

Отсюда понятно, что утверждение о том что Ангелы входили к дочерям человеческим (как к жене) - есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ толкователей.
Так Слово Божие не учит!

Откуда же возникло такое заблуждение?
А.П. Лопухин об этом пишет так:

"Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими».
Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня El (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено - filii illustrium, в таргуме Онкелоса - filii principium, у Симмаха - υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.
Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов.
Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах - Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор,Климент Александрийский,Тертуллиан, Амвросий и др.)
Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «ангелов» (Иов. 1:6, 2:1, 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.

Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов».
На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит,Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26;Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям.
Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми.

Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими».

Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям" А.П.Лопухина.
____________________________________________________

Итак, попробуем же и мы разобраться в этом вопросе...

Действительно, Господь обращается к народу своему со словами: сыны Всевышнего:

"Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей."
Пс.81:6-7.

Или здесь:
"Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?"
Ин.10:34-36.

Вот еще:
"И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой..."
Исх.4:22.

Из этих мест в Библии мы видим, что Всесильный называет свой народ-человеков во плоти, сынами Своими, - сынами Бога.

Но, как же обстоит дело с Быт.6:2.?
Словосочитание "...сыны божии..." в Быт, 6:1-2, 》
בְנֵי־הָאֱלֹהִים
- Текстуалтно и грамматически говорит о сынах Божьих, а не об ангелах!

Однако, некоторые приводят место из кн.Йова:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
[К слову, сказано:
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Отк.12:9.]
Йов,1:6.

В кн.Йова,1:6, речь идет о сынах Божьих, и это так, но нигде не сказано, что это были Ангелы Всевышнего, - так не написано!

Кроме того, Иисус сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию..." Лк.10:17-18.

Аналогично описанию в кн.Йова, 1:6, мы находим в кн.Пр.Захария:

"И показал он мне Иисуса (человек - Иисус Йоседеков), великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему."
Зах.3:1.

Это описание подобно тому, что мы видим в Кн.Йова, 1:6, -
Но никто же не говорит, что Иисус Йоседеков, первый Первосвященник второго Храма, был ангелом!

И, кроме того, ангелы не могли входить к дочерям человеческим и по тому, что сказано:

1) "Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь..." К Евр.1:7-14.
(Ангелы-это дух, а не плоть)

2) Написано также: "...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах." Мф.22:30.
(Ангелы не вступают в интимные отношения с людьми, как и спасенные в Мессианскую эру)

Вывод:
Ни текстуально, ни грамматически, ни с точки зрения экзегетики, никак нельза полагать, что в Быт.6:1-3, речь ичет об ангелах.

Божьих благословений,
Михаил Мильштейн.