В чем заключается настоящее смирение? О смирении Христианское смирение

Часто мы сами не знаем, что молимся, прося: «Хоть бы мне спастись, хоть бы избежать опасности», «Небо, помоги!» — все это молитвы к Великому Богу нашему. И Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните счастливые встречи, внезапно удачные экзамены, нежданную счастливую беременность, хорошую работу… Нам кажется, что все это случаи — но Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. Смирение же перед трудностями, обращение к Богу с молитвой в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Ни один психолог не способен так в миг изменить, осчастливить душу, как это делает Господь.

Смирение в Православии

Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей — и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога.

Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений.

Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе.


Бог смирения — Христос

Сам Господь показал нам образец смирения Своей жизнью и смертью. Перед Распятием за Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, погибнув. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

Христос знал и даже сказал апостолу Петру, что по одному Его слову от скажи Его защитят легионы Ангелов. То есть Он не принижал Себя, Свое Учение и Богоотцовство. Но Он шел без гнева на смерть за всех людей.


Бедность — это смирение?

Кто-то сомневается: можно ли просить о материальном достатке, если тоскуешь из-за бедности, недостатка денег? Ведь и апостолы были бедными рыбаками, и многие святые были бедны, и Сам Господь не знал, где отдохнуть в странствиях. Верно, именно поэтому Сам Христос и Его угодники знают, как трудно жить необеспеченному человеку, особенно в современном мире.

Православная Церковь благословляет желание обеспечить себя и семью. Перенесение бедности, трудясь без роптания на Бога — доброе дело, ведь порок, по пословице, — не бедность, а лень. Материальные средства, которые идут на детей, на спокойную жизнь семьи, на помощь нищим, — благословение Божие. Христос прославляет смирение, а не бедность. Эта добродетель в православной аскетике означает спокойное принятие трудностей и бед, отсутствие злобы и греховной жизни в трудной ситуации.

Есть и духовное средство от бедности — молитва святителю Спиридону Тримифунтскому как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает в различных затруднениях.


Смирение и терпение

Смиренный человек не унывает в горестях, а поручает себя воле Божией. Тяжесть на сердце, тоска не будут иметь своей силы, если человек воцерковлен, верит в Бога, ходит в храм, посещает церковные богослужения и причащается Христовых Таин, старается обрести смирение.

Ощущение уныния или отчаяния — не грех. Нужно сразу обратиться к помощи Божией, не «насиловать» себя весельем, терпеть и пересиливать себя.

Уныние и отчаяние становятся грехом тогда, когда мы проклинаем Бога, считаем, что Он виноват в наших несчастьях, что Он не помогает нам. Старайтесь вынести уроки из ситуаций, в которые вы попали. Молитва всегда поможет

  • Защитить себя и своих близких от воздействия темных духов (ведь уныние даже называют «бесом полуденным»);
  • Сохранить покой, мир и благополучие;
  • Вы поручаете себя покрову Божьему — а значит, выполняете повеление Божие о смирении и доверии Ему. С Божией помощью вы должны быть спокойны.

Есть ряд молитв святым, чудотворным иконам Божией Матери и молебнов, которые имеют особую благодать помогать при депрессии, тоске, душевной лени, в определенных безвыходных обстоятельствах


Православная психология о смирении

В фильмах жизнь главных героев красива и беззаботна после признания в любви. А семейные проблемы становятся предметом веселья в комедийных сериалах. Между тем, в браке мы сталкиваемся со многими проблемами. Старец Паисий Святогорец говорил, что семья — наша возможность взять на себя подвиг, равный подвигу святых подвижников-монахов. Ведь в семье мы оказываемся рядом с человеком, который воспитывался в отличных от нашей жизни условиях, имеет другие привычки.

Однако верно и то, что семья — малая Церковь. И основные пути спасения — семейная жизнь и жизнь в монашестве. Только они наиболее благоприятны для выращивания необходимых каждому человеку добродетелей терпения и смирения. Верными помощниками верующих людей являются святые. С молитвой о скором замужестве или женитьбе и о счастливом браке принято обращаться к тем святым, которые прославились благополучной семейной жизнью или творили чудеса в помощь семейным парам.

Создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Трудности семейной жизни покрываются помощью Божией. Ведь глава семьи — муж, а мужу глава — Христос. Обращайтесь ко Господу как могущественному Покровителю вашей семьи.


Молитва о смирении

Если в вашей семье присутствуют проблемы, недопонимание или даже измены, важно больше молиться Богу, Божией Матери, святым. Молитва — помощь в любой сложной ситуации. Молитесь и в случае нищеты, бед, материальных трудностей — ведь Господь первый Помощник каждому человеку в любых трудных обстоятельствах. Зачастую в долгих отношениях наступают кризисы. Порой кажется, что семья рушится, люди хотят разойтись и никогда не видеть друг друга. Увы, нарушение верности в браке, предательство, обман — все эти грехи присущи людям. Иной раз не из-за злого намерения, но по неосторожности ваш супруг или супруга может нанести вам такую рану. Однако рушить легче, чем созидать. Постарайтесь сохранить семью своими совместными молитвами.

Читайте утром и вечером или во время ссоры отойдите и помолитесь перед одной из икон молитвой Божией Матери о вашей семье:

«Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Читайте онлайн молитву архангелу Варахиилу о благословении Божием и смирении можно по тексту ниже:

«О великий архистратиг Божий архангел Варахиил! Стоя перед Престолом Божиим и оттуда принося благословения Божие в дома верных рабов Его, попроси у Господа Бога милосердия и благословения нашей семье, да благословит Господь Бог нас и умножит достаток в доме нашем, подаст изобилие, здоровье и спасение, во всем добрую помощь, на врагов видимых и невидимых победу, и сохранит нас на многие годы для жизни земной и Царства Небесного. Аминь».


Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Среди икон самого распространенного типа «Одигитрия» — «Путеводительница» интересным чудотворным образом считается икона Божьей Матери «Призри на смирение».
Образ Пресвятой Владычицы «Призри на смирение» принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» — по-русски это греческое слово переводится как Путеводительница или Указывающая Путь.

Богословский смысл иконы «Призри на смирение» подобен иным образам Одигитрии. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Она являет людям Царственного Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. И земной путь нужно пройти достойно, чтобы достичь спасения.

Кроме того, Божия Матерь Сама представляет Собой дорогу к Богу. Она становится спутницей для людей по молитвам к Ней; Она же и мост, соединивший человека и Бога, ведь именно через Нее Господь принял человеческую природу.

Название содержит в себе несколько смыслов:

  • Великий Господь во Святой Троице призрел (с церковнославянского — посмотрел на человека и исполнил молитву) на смирение и кротость юной Девы Марии, добродетельной и послушной заповедям Божиим.
  • Смирение — добродетель, означающая принятие воли Божией о себе. Господь выражает ее в обстоятельствах жизни. Но при этом мы можем просить Господа о том, чтобы Он облегчил наши страдания и трудности, главное — не с бунтующим, а со смиренным сердцем. Поэтому мы просим Господа и Матерь Его «посмотреть на наше смирение, наши трудности» и помочь нам. Также стоит помолиться о спокойном, смиренном принятии трудностей и жизненных обстоятельств у иконы «Призри на смирение«.
  • Наконец, название иконы отсылает молящегося к псалму 30, в переводе на русский: «Буду радоваться и веселиться, благодаря милости Твоей, ведь Ты, Господи посмотрел (призрел) на смирение мое, спас от бедствий меня». Это означает, что Господь спасает человека в бедах, видит его всегда. Кроме того, к этому значению отсылают символы царской власти в руках Богородицы и Христа: судьбы мира пребывают в руке Господа, и Он всегда поможет нуждающемуся и кающемуся.

Отметим, что список иконы «Призри на смирение» и его чудесный «список»-нерукотворный отпечаток на стекле недавно прославился чудесами в Киеве. В 1917 году, с началом революции и гонений на Церковь, икону «Призри на смирение» спрятал у себя священник Борис Квасницкий, отдавший перед арестом чудотворный образ монахине Феофании, а через 55 лет по завещанию схимонахини Феофании был передан в Свято-Введенский мужской монастырь. Это произошло около 1993-1994 года.

В 1993 году настоятель этого монастыря решил, что икону нужно реставрировать: краски образа стали мутными. Призвав реставраторов, священники сняли стекло с иконы: на нем вдруг оказался отпечаток образа — словно негатив, черно-белое изображение или гравюра на стекле.

Было очевидно, что явлено чудо — однако нашлись и скептики, считавшие, что образ рукотворный. Тогда прямо в монастырь были приглашены ученые, стекло с чудотворным отпечатком отдали на экспертизу, длившуюся несколько лет. На сегодня известно следующее:

  • Отпечаток на стекле не создан людьми.
  • Изображение имеет органическое происхождение (изменена структура материала, стекла, на котором оно создано).
  • Светло-серые фигуры Богоматери и Младенца на темном фоне создают негативное изображение, а на светлом - позитивное.

Зафиксировано множество чудотворений от этой иконы. Эта икона Богородицы имеет великую благодать: образ много помогает родителям и детям, больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой «Призри на смирение» также, разумеется

  • Об обретении смирения, спокойствия;
  • Об оправдании при несправедливости и клевете;
  • Об укреплении веры во время гонений и скорбей.
  • Об исцелении бесплодия;
  • О благополучных и своевременных родах;
  • Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха.

Да подаст вам Господь истинное смирение!

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.

Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “ ” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

– Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

– Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

– Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

– Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

– Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

– Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

– Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

– Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

– Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал : «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

– Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

– Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Смирение - добродетель, противоположная гордости, а гордость - источник прелести. Поэтому избавление от прелести в первую очередь связано с приобретением смирения.

Так говорит о смирении толковый словарь Д.Н. Ушакова:

СМИРЕНИЕ , смирения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по гл. смирить-смирять. Смирение гордости.

2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. «Гордости лукавой в слова смиренья не рядил.» Хомяков.

|| Кротость, покорность.

Так говорит о смирении Философская энциклопедия:

СМИРЕНИЕ , покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

Так говорит о смирении Библейская энциклопедия:

Смирение (Притч. XV, 33) - добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием , говорит св. ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (I Петр. V, 5, 6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собой для всех нас совершеннейший пример и образец. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. II, 8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В чем заключается настоящее смирение и как его обрести в нашей повседневной жизни, в чем оно должно проявляться? «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» — сказал Господь, но, тем не менее, когда увидел менял в храме, взял кнут и прогнал их. Значит, кротость и смирение сердца не означают безропотность и не возбраняют решительных действий? Пишут: «Смиренный человек не творит своей воли, всегда творит Божию волю. Он смиряется перед другими людьми, потому что это образы Божии, и мы должны перед ними смириться». Но можно ли, например, смириться перед сектантами, которые стараются завлечь людей в свои сети? Или, чисто житейский случай — надо ли смиряться перед продавщицей, пытающейся продать испорченный товар? Как понять, где божий промысел, а где нет? Пишут: «Сердце смиренного человека уже молчит пред Богом, оно считает себя недостойным просить чего-то», Получается, нельзя просить у Господа милости? Но мы же просим её в молитвах. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам»?

Отвечает архимандрит Рафаил:

«Смирение — это состояние человеческого сердца, которое признает достоинство других и видит свои недостатки.

Смирение открывается нам, как глубокий мир и покой души, но описать его человеческим словом трудно – надо самому испытать, чтобы иметь о нем представление.

Смирение это — кротость, соединенное с мужеством, и смирением отличались многие прославленные воины.

Смирение не препятствует борьбе со злом и грехом; это мир – как действие благодати в сердце, а не примирение – как замазывание противоречий. Легче понять гордость, чем смирение, поэтому свойства, противоположные гордости, содержатся в смирении.

Гордость бывает двух видов: перед Богом и перед людьми. И смирение бывает двух видов:

1. Перед Богом. Когда человек знает, что ничего не может совершить без помощи Божией, и все доброе, что он когда-либо сделал, относит содействию благодати.

2. Смирение перед людьми. Это не внешние манеры, ни поклоны, и не бесконечные повторения: «простите», а желание во всех ситуациях оправдать другого человека и обвинить себя, поэтому смирение — это постоянная внутренняя готовность к жертве.

Насчет молитвы. Сердце человека молчит перед Богом в двух случаях: когда человек забыл о Боге, и когда благодать снизошла в его сердце; он не молится словами, а переживает благодати.

В Библии написано: «Воля Моя – ваше спасение» (или приблизительно так), поэтому всегда надо просить у Бога милости и помощи в деле спасения.

Что же касается конкретных жизненных ситуаций, то такие молитвы следует заканчивать словами: «Да будет воля Твоя», поскольку мы не знаем точно, какой выбор лучше для нас.

Итак, молитва о спасении души, о помощи в борьбе с грехом, – это безусловная молитва, где нет исключений. А молитва о совершении земных дел или земном благополучии, в некотором смысле, условна, и должна учитывать нашу ограниченность, которая не знает будущего.

Некоторые не получают просимое потому, что этот дар был бы для них неполезен, или преждевременен. То, что кажется противоречием, в отвлеченном, абстрактном мышлении, на самом деле, в молитве, становится простым и ясным. Человек должен иметь определенный опыт в молитве, чтобы спрашивать о молитве и правильно воспринимать ответ. Помоги вам Господи».

Обсуждение: 9 комментариев

    Забыл ещё один очень важный момент по поводу смирения. Есть простое и такое верное высказывание преподобного Макария Оптинского: «смиренным открываются таинства». Действительно, только если человек не оглушён, не ослеплён азартом — только тогда он и сможет понять, усвоить глубины истины и подметить проявления её на своём жизненном пути, не заблуждаясь в этом.
    Но поэтому для пользы смирения человеку нужно решить важную свою проблему — как быть твёрдым и энергичным на своём пути жизни и в то же время не впадать в азарт, не оглушаться, не сатанеть.
    В народе опасность такого оглушения давно осмыслена. Об этом, например, говорит ходовое выражение «злоба дня». Здесь явно подчёркивается, что насущное, затмевая всё остальное, есть то же самое, что и злоба. А она-то уж, ой, как известна в своей пагубности и сопричастности губителю…

    Ответить

    1. Евангелие нам красноречиво показывает жизнь Иисуса Христа, апостолов, окружающего народа, и фарисеев с садукеями и прочими учителями.
      Иисус Христос, не смотря на свое Божество, был смиренен и учил смеренному духу своих учеников и весь народ.
      Гордые фарисеи, которые жили только земной жизнью и думали только о своем возвеличивании, они не поняли всей великой мудрости и правдивости учения Христа. Действительно, они впали в большой азарт, преследуя только земные цели.
      Да, только смиренное сердце может вместить в себя истину христианского учения.

      Ответить

      1. Знаете ли, Михаил — не только лишь истину христианскую, но и в науке, в познании, изобретательстве, в войне даже — тоже так же. Как бы ни был охвачен горячкой вдруг пришедшего откровения, если не остудишься, не приведёшь себя в состояние, не более самодовольное, чем перед этим (то есть не задавишь себя СМИРЕНИЕМ), то непременно «напашешь», отклонившись от истинного, нередко даже более, чем если бы тебя вообще не осенило. Отчасти и поэтому часто говорят ретивым «Не горячись!». Верно, Истина любит ретивых, но способных, привлекая Высшее, эффективно управлять азартом. Здесь, несомненно, нужна неоднократная тренировка.

        Ответить

        1. Конечно, смирение не означает какую-либо пассивность. Смирение должно быть в сердце. А в поступках смиренный человек, который защищает свое Отечество, должен быть активным и отважным. Также и с теми, кто защищает истину. Одним смирением её не защитишь. Господь хоть и был смиренным, но когда выгонял продающих и покупающих из храма, он был в праведном гневе. К каждой отдельной ситуации нужен особый подход. А в сердце должен жить смиренный дух. Общий такой фон жизни христианина.

          Ответить

          1. Защиты только ли Отечества требует ретивость, доходящая до гнева и жесткости, глухоты к другим? -Когда мы встречаемся с калечением душ, умов, здоровья наших людей, наших детей, когда мы видим поругание того, на чём, собственно, и держится всё человеческое на Земле — разве можем мы быть хладнокровными, безразличными, лишь «уповающими»?!
            Нет — не давать отпора здесь — значит СОУЧАСТВОВАТЬ! И СМИРЕНИЕ здесь — в исполнении той Высокой Целительной Воли, которая идёт вразрез с губительной волею заблудших и осатанелых. И крушить здесь как следует — это и быть ИСТИННО СМИРЕННЫМ — пред Господом (а не пред уродами и их прихвостнями).
            Итак — главный вопрос: СМИРЕНИЕ — пред кем и чем? Не поставив этого вопроса, не ответивши на него, чаще всего скатываются к смирению пред собой-любименьким (хоть и знает человек при этом, что гадость делает, но смирился с этим ради СЕБЯ, да ещё и сиюминутного…)

            Ответить

            1. В данной публикации затрагивался вопрос частного характера. Смирение человека перед его какой-либо ситуацией, в коей затрагиваются лишь его собственные интересы. То есть, в данном случае, смирение действует как некое орудие против своего собственного эгоизма. Например, хочется что-то себе заполучить, и это «что-то» также хочет другой человек. Тут просматриваются два варианта дальнейшего развития, либо урвать себе, либо уступить — смирившись.
              Быть может пример и не слишком точный, не слишком удачный, но по этой схеме живут многие и многие люди. Большинство людей. Главное — получить свое, урвать себе, а не подумать о другом, и не смириться перед ситуацией.
              Эта тема довольно глубокая и крайне многогранная.
              Главная же суть смирения заключается в том, что бы человек пресекал свое эго, свои выгоды, которые ведут не ко спасению души, а к губительству оной.

              Ответить

              1. Соединяя всё, что говорилось о смирении, включая саму статью, напрашивается вывод, что смирение не есть ни цель, ни универсальное средство. Целью ВСЕГДА является единение со Святым Духом, Духом Истины, со Господом — во всех делах, на всём пути. Смирение же есть лишь хорошее СРЕДСТВО гашения в себе мирских, в т.ч. греховных влияний. Но оно и не всеобще и не единственно, особенно когда явно сталкиваются мелкое, личное, сиюминутное с Высоким, с Долгом, Призванием. Тут ДОЛЖНЫ действовать и другие средства.
                Потому и не случайно, что даже Спаситель не раз отставлял смирение и прибегал к иным средствам… И не только Спаситель. И поделом!

                Смирение ни в коем случае не является конечной целью. Это верно.
                Можно и ошибиться, излишне смиряясь в той ситуации, где нужно постоять за веру, за Отечество, за други своя.
                Умудри нас Господи!

    В наши времена, когда так много среди нас разных национальностей, уместно напомнить, что смирение как один из важнейших принципов, присуще и иным конфессиям. Например, само даже слово «Ислам» означает «смирение», «покорность» — перед чем, перед кем? — перед тем, что связано с волею их Божества — Аллаха. А вот в чём и когда конкретно проявляется эта воля, тут как и везде и у всех, нет единых взглядов, а, соответственно, и поступков, дел.

    Ответить