Великие учёные — о Боге. Известные физики, которые верят в Бога Что известно о боге

Здесь приведены несколько неоспоримых доказательств существования Бога, Всевышнего Создателя людей, всего сущего и жизни. Сразу же хотелось бы указать, что слова Истина, Аксиома, Факт, Правда являются синонимами, обозначающими одно и то же. 📗

Он - Тот, Кто создал небеса и землю из небытия.. .(Коран, 6:101)

Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? (Коран, 21:30)

Разумные доказательства Бога по Исламу

4 аксиомы доказывающие существования Бога

  • ⇒ Первой аксиомой, доказывающей существование Всемогущего Бога, является аксиома закономерностей. Наша вселенная наполнена многими физическими законами. К примеру, закон тяготения, закон всемирного тяготения, закон Ома, закон силы трения, закон Ньютона и пр. Если вы поднимете какую-либо вещь и отпустите ее, то она сразу же упадет на землю. Но сам ли этот предмет установил для себя, что он будет притягиваться к поверхности Земли, или же Земля установила закон притяжения? Или может кто-то третий установил закон притяжения для Земли и всех предметов? Аналогично можно привести пример со всеми другими законами, которые действуют в нашем мироздании. Кто установил все эти законы? Наша аксиома указывает: «Если имеются законы, то обязательно существует тот, кто их установил». Ведь законы сами по себе не могут устанавливаться. Возникает вопрос: кто же установил все эти законы мироздания? Единственно правильный ответ – это Бог, Создатель всего сущего, Земли, Небес и всей жизни.
  • ⇒ Вторая аксиома доказывает само существование Бога. Она именуется аксиомой упорядоченности. К примеру, вы однажды пришли домой, и увидели в своем жилище ужасный бардак и беспорядок. Обои на стенах ободраны, телевизор разбит, книги поразбросаны, компьютер испорчен. Конечно, вы испугаетесь и на некоторый период покинете жилище. После некоторого перерыва вы возвращаетесь в свой дом и видите в нем полный порядок. Установлен новый телевизор и компьютер, обои новые и везде полный порядок. Возникает вопрос: может ли порядок сам себя навести? Сам по себе? Аксиома утверждает: если существует порядок, значит существует и тот, кто его установил либо навел. Теперь стоит посмотреть в наши организмы. В них имеется некоторый порядок, или же все расположено и функционирует хаотично? Если же посмотреть на небосвод, что можно увидеть? Можно наблюдать некоторый порядок: у каждой Звезды имеется свое определенное место! Если посмотреть в природу, также можно увидеть полную гармонию! Сердце ваше упорядочено, оно сокращает свою мышцу через некоторые временные промежутки, и кровь упорядоченно течет по артериям и венам! Вся вселенная живет в полной упорядоченности! Поэтому появляется резонный и обоснованный вопрос: кто же установил порядок и упорядочил все небесные тела и то, что внутри них? Разумным является единственно правильный ответ - это Бог.
  • ⇒ Третья аксиома, доказывающая существование Создателя – аксиома следа. К примеру, если на дороге лежит снег, а потом по улице проезжает автомобиль, то в любом случае на снегу остается след. Теперь переносим пример на жизнь, вселенную и людей. Либо же возьмем любой предмет из тех, что нас окружают. Все, что вокруг нас представляет собой след чьего то труда или деятельности. Музыка – след деятельности композитора, картина – художника, компьютер – разработчиков и инженеров, которые вложили много труда в его создание, книга – след работы писателей. И этот перечень можно продолжать бесконечно. Третья аксиома, доказывающая существование Бога, указывает: «Если существует след, то обязательно имеется тот, кто его оставил! Самостоятельно след не появляется никогда!» Человек, все сущее, жизнь – это тот след, который указывает всем нам на присутствие Создателя.
  • ⇒ Напоследок, четвертая, наиболее интересная аксиома, которая именуется аксиомой ограниченности. Наш ум устроен таким образом, что может понять лишь суть трех вещей: человека, созданного мира и жизни. Наш разум способен познавать исключительно в рамах этих трех параметров. Что представляет собой человек, жизнь и весь этот мир? Если же разбирать человека, то можно увидеть, что он является полностью ограниченным созданием и имеет полную зависимость от факторов, которые его окружают. Это еда, вода, отдых и др. Если говорить о жизни, то она представляет собой некоторый временной отрезок, который дан определенному живому существу. И этот отрезок также имеет ограничения. Все сущее, Небеса и Земля также ограничены. Жизнь ограничена, человек ограничен, все материальные и нематериальные миры также ограничены. Четвертая же аксиома указывает: «Ограниченные вещи и предметы не способны сами себя ограничить. Их ограничил кто-то и задал им границы, за которые они не могут выходить. Возникает вопрос: кто же ограничил все сущее (небеса, землю и все миры), жизнь и людей? Существует только один правильный и разумный ответ – это Господь Бог. Сам же Он ни чем не ограничен, не ест, не спит, не нуждается ни в чем…

Создание всего сущего, небес и земли

Видео: «Коран — неповторим человеческим разумом»

Размышляйте! Имеется еще масса доказательств, которые доказывают нам существование Создателя всего Сущего. К примеру, что сложнее по своей структуре, картина на стене, либо Небеса и Земля? Конечно же, все сущее во множество раз сложнее, нежели висящая на стене картина. Вопрос: «Можно ли подумать, что данная картина сама по себе появляется на стене?» Конечно же, нет. Так вот, можно ли считать, то такие сложнейшие миры самостоятельно появились и упорядочились? Вывод один – все эти миры создал кто-то. И единственным разумным ответом является то, что все сущее создал Всемогущий Бог, который ничем не ограничен и не нуждается ни в чем.

На видео очень легкодоступная информация о том, как правильно верить в Бога:

Пусть Всевышний Творец сделаем меня и вас постоянно поминающими Его.


Коран 21:30

Высказывания современных учёных-исследователей о Боге

Кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звёздного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость.

Астроном Мэдлер

Мы видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям. Загляните в биологию, посмотрите на любой орган человеческого тела или даже на самое маленькое насекомое. Вы найдете там столько удивительного, что вам не хватит жизни на изучение. Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это Некто является причиной создания вселенной, и эта Причина не может быть нами понята.

Доктор Давид Р. Инглис,

старший физик Национальной лаборатории, Аргон, Иллинойс, США

Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов.

Андрей Дмитриевич Сахаров,

Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

Артур Комптон,

крупнейший физик XX века, лауреат Нобелевской премии

Смысл и радость моей науки приходят ко мне в те редкие моменты, когда я открываю что-то новое и говорю себе: «Так вот как Бог это сотворил!». Цель моя - лишь понять маленький уголок Божьего замысла.

Генри Шеффер,

известный квантовый химик

В Суре «Аль-Мульк» Всевышний Создатель говорит человечеству:

67:3 Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?
67:4 Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным.

Ни в одной науке нет столько доводов как в христианстве.
(Исак Нютон)

Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот – мое первое и последнее слово.
Исаак Ньютон (1643–1727), физик и математик

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Только легкие глотки научного знания отдаляют человека от религии и Бога, а более глубокие снова возвращают его к ним.

Свет разума есть дар Божий в той же мере, что и свет откровения.

Эммануил Кант, великий кенигсбергский философ (1724-1804) ,
Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало.
Вы хорошо поступаете, что ищите успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет.
Существование Библии, как книги, есть величайшая польза для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступление против человечества.
Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божее: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс.22,4).
Юнгу Штиллингу он написал: «Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет».

«Существование Библии, как книги, есть величайшей пользой для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступлением против человечества».
Кант в 1796, на 72-м году жизни писал: «Своим содержанием Библия сама свидетельствует о своем Божественном происхождении. Она открывает нам в величии и выполнении плана спасения весь ужас нашей греховности, всю глубину нашего падения… Библия самое ценное сокровище, без которого я был бы в жалком положении. Все прочитанные мною книги не дали мне того утешения, какое дало Слово Божье в Библии: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22,4)».

Оказывается, один из величайших экспериментаторов и мыслителей XIX века Майкл Фарадей, известный всему миру как человек, который первым увидел возможность существования магнитного поля и силовых линий, обладатель 97 почетных титулов от Академий наук разных стран, считал своим драгоценным сокровищем не первую в мире динамо-машину, а… простую веру в непогрешимое Слово Божье. Мало того, каждую неделю он проповедовал в церкви. Его друзья-ученые часто заходили в церковь, чтобы посмотреть на то, что делало Фарадея человеком, столь высоко почитаемым в научных кругах.

проф. Джон Полкинхорн

Именно воскресение внесло ясность в то, кем же является Иисус. Павел писал, что “если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15:14).
Макуэри как мыслитель “сверху-вниз” заявляет: “Я весьма и весьма сомневаюсь, чтобы в столь сложном вероучении, как христианство, был бы возможен столь простой способ фальсификации”. Мы же, мыслители “снизу-вверх”, смотрим на вещи по-другому, потому что мы допускаем возможность значимых событий, на которых вращается наше понимание.
Для примера сошлемся на специальную теорию относительности, которую, когда она достигла хорошо проработанного состояния, уже невозможно было поколебать первым же не соответствующим ей экспериментом. Но специальная теория относительности вообще никогда не была бы создана, если бы Майкельсон и Морли в своих экспериментах измерили бы ненулевую скорость Земли при ее прохождении через эфир. Я не претендую на то, что вся развитая традиционная христология может быть выведена из воскресения, но я убежден, что если мы не отдадим должное вести “Иисус жив”, то двусмысленность Его смерти останется неразрешимой проблемой, а значение Его жизни и проповеди окажется чем-то вроде смелого жеста во враждебном мире.

Лорд Кельвин также искренне верил в Бога. Люди знали его как ревностного посетителя церкви. Он часто выступал на христианских конференциях и любил разъяснять Библию с большой теплотой и любовью всем, кто находился в кругу его влияния. Что совсем не помешало ему сформулировать Первый и Второй законы термодинамики, изобрести шкалу абсолютной температуры, корабельный компас и многое другое.

Михаил Васильевич Ломоносов

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии.

Утреннее размышление о Божьем величестве От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.
Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи!
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведникам, наказание законопреступным, и благополучие жития, с волею Божиею согласного; астрономы открывают храм Божией силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных нам Его благодеяниях.

А. Ампер (1775-1836) - физик и математик.
В год своей смерти Ампер писал: «Я хотел бы всегда помнить слова Павловы: Пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся».

Ампер А
Я хотел бы всегда помнить слова апостола Павла: Пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся.

Ампер А.
…существование человеческой души отвечает научному доказательству в той же мере, как и великие законы астрономии.

Блез Паскаль, французский ученый (1623-1662)
Иисус Христос есть центр вселенной и цель, к которой все стремится.
Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы.
Бог, который создал нас без нас, не может спасти нас без нас.
В сердце каждого Бог создал вакуум, который невозможно заполнить сотворенными вещами. Это — место для Бога, Которого человек может познать через Иисуса Христа.
Не только сама истина даёт уверенность, но и её поиск.

Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом все его достоинство и вся заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно. Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя, своего творца и своей цели.

Одни говорят: войди в самого себя, и ты найдешь покой - В этом еще не вся правда. Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье в удовольствиях. - И это неправда. Уж потому неправда, что удовольствиями не избавишься от болезней. Покой и счастье - не внутри нас и не вне нас, они - в Боге. А Бог и внутри нас и вне нас. Люби Бога - и в Боге найдешь то, чего ищешь.

Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; и все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь. - Но, скажешь ты, если бы истина хотела, чтобы я искал ее и полюбил ее, то она сама открылась бы мне. - Она и открывается тебе, но ты не обращаешь на это внимания. Ищи же истину, - она этого хочет.

Никогда люди не делают злых дел с большим спокойствием и уверенностью в своей правоте, как когда они делают их по ложной вере.

Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только от того, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него.

«Все люди домогаются счастья; в этом отношении между ними нет исключений. При всем различии употребляемых ими к тому средств, все стремятся к этой цели…Это побуждение всех действий всех людей. Между тем,при всей давности существования человечества,никто никогда без веры не достигал той точки,на которую все метят. Жалуются все,государи и подданные,вельможи и разночинцы,старые и молодые,слабые и сильные,ученые и невежды,здоровые и больные, люди всех стран и времен,всех возрастов и всех положений… Что же возвещают нам эта жажда счастья и это бессилие его достигнуть,как не то действительное счастье,которым когда-то пользовался человек, но от которого теперь остался в нем лишь слабый след. Напрасно старается человек наполнить эту образовавшуюся пустоту всем его окружающим,прибегая к отсутствующим вещам за помощью, в которой отказывают ему вещи присущие. Те и другие не в состоянии помочь ему,т.к. эта бездонная пропасть может быть наполнена только предметом бесконечным и неизменным, т.е. самим Богом».
Блез Паскаль, Blaise Pascal (родился 19 июня 1623 в Клермон-Ферране, ныне французский регион Овернь; умер 19 августа 1662 в Париже) — физик, математик, философ, писатель. Человек поразительных интеллектуальных способностей, проявившихся уже в раннем детстве. Его открытия в математике и физике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники, а сочинения повлияли на формирование литературного французского языка. Имя Паскаля носят единица измерения давления (1 Па), язык программирования «Паскаль» и университет в его родном городе.

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк

Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой Бог стоит в начале, для второй - в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки - венец разработки миросозерцания.

Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире.
Макс Планк (1858–1947), физик

Галилей (1564-1642) великий итальянский
физик и астроном : «Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; изречения Его абсолютны и непреложны».

Галилей (1564-1642) великий итальянский физик и астроном о Библии
Галилей, богобоязненный верующий католик, пишет письмо к Кастелли, защищая Коперника: «Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Все, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия — по внушению Духа Святого, а природа — к исполнению Божественных велений».
«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; изречения Его абсолютны и непреложны».

“Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить лжи, ни ошибаться. Изречения его абсолютно и непреложно истинны”.
Галилей

Хочу знать ЕГО мысли, как ОН создал этот мир.
(Энштейн)

Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты…
Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: “Как Бог допустил?” Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей.
Альберт Эйнштейн (1879–1955), физик

Чарльз Дарвин

Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума - это указание на его Творца.

Я никогда не отрицал существование Бога. Я думаю, что теория эволюции вполне совместима с верой. Ведь невозможно доказать, что великолепный, бесконечно удивительный космос, так же как и человек в этом космосе, совершенно случайны.

Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм, или только в одну; и между тем как наша планета описывала и продолжает описывать в пространстве свой путь согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала возникли и продолжают развиваться несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные.

Луи Пастер

Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.

“Читаю в небе замыслы Бога”.
Кеплер

Исаак Ньютон

… наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что вселенная управляется Провидением …

Небесный Владыка управляет всем миром как властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жиззнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог.

Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого Существа.
Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово.

Лавуазье (1743-1794) - основатель точной химии :
«Вы предпринимаете прекрасное дело», - писал он некоему Кингу, издававшему трактат в защиту религии, - выступая защитником Откровения и подлинности Священных Писаний».

Фред Хойл (1981)
Вероятность формирования жизни из неживой материи – один из числа с 40 000 нулям после него…Это достаточно много, чтобы захоронить Дарвина и всю его теорию Эволюции

Александр Шалимов, директор института микрохирургии, академик
Я признаю во Вселенной наличие высокоразвитой разумной системы, воплощением которой был Иисус Христос. Его идеи очень разумны, и их необходимо внедрить в каждого человека. Благодаря этим идеям мы ждем в двухтысячных годах всплески развития науки, в том числе медицины, профилактики и лечения атеросклероза, рака, диабета и искусственного развития органов и клеток для трансплантации.

Когда шотландского врача Джеймса Симпсона, открывшего два вещества для обезболивания — эфир и хлороформ ,- спросили, какие два величайших открытия он сделал в своей жизни, он заявил: «Открытие первое: я — великий грешник! И открытие второе: Иисус Христос — мой личный Спаситель!»

Роберт Бойль
«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от солнца»

математик Коней
«Я – христианин, я верю, что Иисус Христос – Бог, сошедший на землю; верю, как Паскаль, Коперник, Лейбниц и другие»

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), философ
Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к Нему приближает.

Марк Твен по поводу Библии:»Меня беспокоит не то, чего я не понимаю, а то, что мне понятно.

Ч. Дарвин
«Самым чистым, самым светлым, самым высоким идеалом на земле для человека должна стать жизнь Иисуса Христа».

Пирогов Н.
Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, — я нашел для себя этот идеал.

Горас Грилей : «Невозможно поработить умственно или социально народ, читающий Библию. Библейские принципы лежат в основе человеческой свободы»

Роберт Е. Ли : «Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находил в Библии свет и силу»

Лорд Теннисон : «Чтение Библии, само по себе, является образованием».

Сэр Вильям Гершель : «Все человеческие открытия служат для более сильнейшего доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях».

Фарадей (1791-1867) - английский физик .
Он говорил однажды речь на тему о «химическом анализе слезы», где, между прочим, выразился, что как слезы исходят от сердца и направлены к сердцу, так и Библия исходит от Бога, и, кто от Бога, тот слушается ее голоса».

Бойль (1626-1691) - известный химик :
«Сопоставленные с Библией все человеческие книги, даже самые лучшие, являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от Солнца».

Вагнер (1805-1864) - анатом и физиолог :
«Самую дивную особенность Писания, несомненно, составляет то, что оно непоколебимым образом укрепляет убеждение в Его Божественном происхождении того, кто с истинным усердием и полною преданностью углубляется в него и по нему проверяет свои внутренние и внешние переживания».

Д. Даусон (1820-1901) - геолог , американский ученый:
«Когда бы кем ни была сделана попытка изобразить историю мироздания, попытка эта не может представить чего-нибудь более высокого и достойного, чем Библейское повествование о творении».

Беттекс - естествоиспытатель , немецкий ученый:
«Библия - дерево, через величественную всегда зеленеющую вершину которого, то тихо веют, то могуче шумят небесные духовные ветры, - дерево с плодами, приносящими отравленному грехом человеку исцеление, силу, здоровье и вечную жизнь».

Бругш - (1827-1894) - египтолог.
Вспоминая о своем детстве, говорит: «Самое большое наслаждение доставляло в доме моих деда и бабушки чтение, находившейся там семейной Библии, которая была украшена многочисленными политипажами и перед моим восхищенным взором в очаровательном свете передавала жизнь и деяния древних обитателей Востока. Эта достойная почтения Книга книг, которою я владею еще доныне, очаровала меня, и я приписываю ей первое страстное желание с моей стороны познакомиться с народами и странами Востока».

Майкл Фарадей
Поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?

Фрэнсис Бэкон
Только полузнание приводит к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно.

Мюллер (историк)
Только с познанием Господа, по основательном изучении «Нового Завета» я стал понимать смысл истории

Иоганн Кеплер
О, велик Господь наш, и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ! И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь.
Я хотел стать теологом, но сейчас я вижу, как Бог прославляется через мой труд в астрономии, так как небеса возвещают славу Божью.

Луи Пастер
Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем чаще останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца.

Др. Генри Моррис
…законы термодинамики доказывают, что развитие мира путём эволюции невозможно

Роберт Бойль
…склоняют разумного и непредвзятого наблюдателя к выводу о существовании могущественного, справедливого и благого Автора

Др. Скот Тод
Дизайнер — не научен, даже если все свидетельства указывают на Него!

Джеймс Джоуль
После познания и послушания воле Божьей, должно следовать познание Его качеств – мудрости, силы и благости…

Григорий Сковорода
О Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты сделал все нужное простым, а все сложное ненужным.

Роберт Е. Ли : «Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находит в Библии свет и силу»

Джон Квинси Адамс : «Так велико мое уважение к Библии, что чем раньше дети мои начнут читать ее, тем более я буду вверен, что они станут полезными гражданами своей страны и уважаемыми членами общества. Долгие годы я придерживаюсь обычая прочитывать Библию раз в год».

Сэр Исаак Ньютон : «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

Телейран
Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните.

Генри Ван Дейк : «Рожденная на Востоке и одетая в восточную форму и образы, Библия проходит по всему миру обычными шагами и входит в страну за страной, чтобы всюду найти своих. Она научилась говорить к сердцу человека на сотнях языков. Дети слушают ее рассказы с удивлением и удовольствием, а мудрецы размышляют о них, как о притчах жизни. Лукавые и гордые страшатся ее предупреждений, а к израненным сердцем и кающимся она говорит языком матери. Она вплетается в наши драгоценнейшие мечты для того, чтобы Любовь, Дружба, Сочуствие, Преданность, Воспоминание и Надежда были украшением на одеянии ее драгоценной речи. Никто не должен считать себя бедным и одиноким, кто обогатил себя этим богатством. Когда небосвод начинает темнеть и испуганный странник подходит к Долине Смертной Тени, он не страшится войти в нее. Он берет в свои руки жезл и посох Священного Писания и говорит другу и спутнику » до свидания, мы встретимся опять». Поддержанный этой надеждой, он идет пустынной тропинкой, пробиваясь из тьмы к свету».

Джеймс Пакер
Дело благодати направлено на все более глубокое общение с Богом, на все более и более близкие отношения с Ним. Благодать – это Бог, привлекающий нас, грешников, все ближе и ближе к Себе. Как же Бог достигает этой цели в Своей благодати?
Он не защищает нас от нападок мира, плоти и дьявола, не уберегает нас от утомительных и раздражающих обстоятельств, не ограждает от неприятностей, возникших по вине нашего собственного темперамента и характера.
Скорее Он подвергает нас всем этим воздействиям, чтобы поразить ощущением нашей никчемности и заставить еще крепче прильнуть к Нему. Думается, именно поэтому, Бог наполняет нашу жизнь разного рода неприятностями и тревогами, чтобы научить нас еще крепче держаться за НЕГО.
Из книги «Познание Бога»

Николай Амосов, академик НАН Украины, хирург
Без веры в Бога невозможна ни мораль, ни какая бы то ни было идеология, будь то социализм или что угодно. Каждая идеология проповедует свою мораль, но эта мораль — суррогатная. А носителем вечной морали, которая должна обеспечить человечеству будущее, является только Иисус Христос.

КАРЛ ЛИННЕЙ :
«Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать». Так он закончил свой труд о растениях.

ГЕНРИ МОРРИС :
«…законы термодинамики доказывают, что развитие мира путём эволюции невозможно».

ПАСТЕР :
«Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем чаще останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

КЕППЛЕР :
«О, велик Господь наш, и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ! И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь».

ЛАЙЕЛЬ (геолог) :
«При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога».

МЮЛЛЕР (историк) :
«Только с познанием Господа, по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории».

БЭКОН (философ) :
«Только полузнание приводит к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно».

Томас Карлейль :
«Библия есть вернейшим выражением, когда-либо высказанным буквами нашего алфавита, вышедшими из души человека, через которое, как бы через Богом открытое окно, все люди могут посмотреть на тишину вечности и распознать в дали проблеск давно забытого дома».

Джон Рескин :
«Если во всем том, что я написал есть какая-нибудь ценность, то это потому, что в детстве мать моя ежедневно читала мне места Библии и ежедневно требовала заучивать эти места на память»

Чарльз А. Дана :
«Эта древняя Книга неистребима. И эта наша земля, чем больше мы будем перелистывать ее страницы и изучать ее секреты, тем вернее она подтвердит и иллюстрирует страницы Священных Писаний».

Томас Гексли :
«Библия является Великой Хартией Бедных и порабощенных Человечество не может обойтись без нее»

Ю.С. Грант :
«Библия является запасным якорем наших свобод».

Эндрю Джексон :
«Книга эта, сэр, является скалой, на которой покоится наша республика»

Вильгельм Гумбольдт - (1767-1835) писал: «Чтение Библии дает всегда самое действительное утешение. Не знаю ничего, с чем можно бы ее сравнить. И Ветхий и Новый Завет равно укрепляет душу…»

Локк - (1632-1704), философ , сказал о Библии: «Бог - ее Автор, наше спасение - конечная цель, ее содержание - истина».

Коперник был католическим священником. Его астрономические идеи опубликовали его ученики после смерти, так как самому Копернику некогда было этим заниматься, он на своем приходе был занят “гонянием” протестантов. Кеплер был глубоко верующий человек, у Ньютона богословских трудов больше, чем научных. Нет ни одного важного направления науки, у истоков которого не стояли бы христиане. Более того, только в христианской Европе наука и могла появиться как таковая. Потому что вера, что существуют единые законы во всем мире, - следствие веры в единого Создателя, Законодателя и Вседержителя. Именно поэтому в языческих культурах наука не возникла.
Сергей Головин, президент Христианского научно-апологетического центра

Карл Фридрих Гаусс

Есть задачи, решению которых я бы приписал бесконечно большую важность по сравнению с задачами математическими, например, задачи, связанные с этикой, или нашим отношением к Богу, или касающиеся нашей судьбы и нашего будущего; но их решение лежит полностью за нашими пределами и абсолютно за рамками науки.

Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире.

Огюстен Луи Коши

Я - христианин. Это означает, что я верую в божественность Христа, как веровали Тихо Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Паскаль…, как веровали почти все великие астрономы и математики прошлого.

Джеймс Прескотт Джоуль

… перед нами великое разнообразие феноменов, которые явно свидетельствуют о мудрости и благости великого Архитектора вселенной.

Стивен Хокинг

Трудно обсуждать возникновение вселенной, не используя понятия о Боге. Мои исследования возникновения вселенной находятся в пограничной полосе между наукой и религией, но я стараюсь оставаться на научной стороне. Вполне возможно, что Бог действует таким способом, который не описывается научными законами, но в таком случае человеку остается полагаться только на собственную веру.

Даже если существует только единственная объединенная теория - она просто набор правил и уравнений. Что же вдыхает огонь в уравнения и создает вселенную, чтобы они описывали ее? Обыконвенный научный подход построения математической модели не дает ответа на вопрос почему обязана существовать вселенная описанная данной моделью. Почему вселенная вообще существует?

“Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога”.
Чарлз Дарвин
* * *
“Ты тронул Своим лучом мою грязную душу, и она устремилась к Тебе, Неведомый, чье имя - тайна.
Я искал Тебя, потому что Ты в истине, я стремился к Тебе, потому что Ты в справедливости, я любил Тебя, потому что Ты в любви… Ты - источник жизни”.
(Из предсмертных слов Сократа)
* * *
Математик, физик и изобретатель Блез Паскаль (1623-1662) умер в 39-ти летнем возрасте. После смерти в его одежде нашли вшитый кусочек пергамента, который он постоянно носил у сердца. На пергаменте стояли слова:
«Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не философов, не ученых… Бог Иисус Христос. Его можно найти и иметь только на пути, которому учит Евангелие».
* * *
“Потомки наши от души посмеются над глупостью современных ученых материалистов. Чем больше я узнаю природу, тем больше изумляюсь неподражаемым делам Создателя”.
Пастер
* * *

“Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал”.
Н.И. Пирогов
* * *

“Именно мои работы привели меня к Богу, к вере”.
Беккерель, знаменитый физик, открывший радиоактивность
* * *
“Глаза и крыла бабочки достаточно, чтобы раздавить безбожника.”
Дидро
* * *
“Созерцаю творение Бога”.
Коперник
* * *
“Объясните мне песчинку, и я объясню вам Бога”.
Ламенне
* * *

Объяснить происхождение жизни на земле только случаем – это как если бы объяснили происхождение словаря взрывом в типографии…
Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, кажется мне самым главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях предстает как продукт разума – это указывает на его Творца.
Чарльз Дарвин (1809–1882), естествоиспытатель.

Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории.
Луи Пастер (1822–1895), химик, биолог.

Я не могу понять ученого, который не признавал бы Высшего Разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются сестрами.
Вернер фон Браун (1912–1977), физик, один из основоположников космонавтики, руководитель американской космической программы.

…Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающего себя духа и моей уникальной души… Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать очевидно нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального “Я”.
Из лекции нейрофизиолога Джона Экклза (род. 1903) во время получения им Нобелевской премии.

…Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.
Андрей Дмитриевич Сахаров, физик.

Сознание предшествует воплощению идей. Бог – великий архитектор.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, историк, культуролог

«Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем чаще останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».
Луи Пастер

КАРЛ ЛИННЕЙ. Шведский естествоиспытатель. «Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать». Так он закончил свой труд о растениях.

В полемике на религиозную тему атеисты часто противопоставляют такие понятия, как Бог и наука. Складывается впечатление, будто мнение учёных всегда противоречит картине мира верующего. Но это далеко не так.

Многие учёные о Боге отзывались как о реально существующей личности и считали себя верующими, даже религиозными людьми. Хотя не все.

Великие люди, как и обычные, так же расходятся во мнениях. Рассмотрим же, что известные учёные говорили о Боге.

Религию и науку не разделяли до средневековья

Религия и естественная наука противопоставлялись не всегда. В античные и более ранние времена вообще не существовало разделения на религиозную и научную картину мира. Напротив, преобладало целостное мировоззрение без узких областей.

Не существовало биологов или химиков, учёный муж был человеком разносторонним, сведущим во всём понемногу.

Яркий пример - Архимед (287 до н. э. - 212 до н. э.): математик, философ, изобретатель и т.д. О вере в Бога или богов тогда, разумеется, говорили. Например, математику и астроному Фалесу (624 до н.э. - 546 до н.э.) приписывают мнение, что живая и неживая природа имеет движущее начало, - Бога или же душу.

В средние века вопрос существования Бога тоже поднимался редко. Пусть науку и стали дробить на узкие области, всё же вера была нормой, а за атеистические или еретические убеждения можно было поплатиться жизнью.

Часто для иллюстрации таких тезисов упоминают Коперника, Бруно и Галилея, но это не корректно.

  • Коперник (1147 - 1543) жил тихо и мирно, был религиозным человеком, проблем с Церковью не имел;
  • Бруно (1548 - 1600) действительно сожгли на костре, но не за научные взгляды, а за увлечение магией;
  • Галилей (1564 - 1642) был религиозным человеком, но его научные открытия противоречили устоявшемся представлениям об устройстве Вселенной. Церковь принудила учёного отречься от своих взглядов.

В 1992 году Иоанн Павел II покаялся в этой ошибке католичества и реабилитировал великого астронома.

Ещё один из величайших учёных, Мигель Сервет (1511 - 1553), тоже имел разногласия с Церковью. Он даже перед угрозой смерти не признал Иисуса Христа вечным Сыном Божьим. Мигель Сервет отрицал догмат о Троице и представлял всё несколько по-своему, за что сгорел на костре.

в этом году Иоанн Павел II реабилитировал Галилея

Лишь к закату средневековья, приверженность научной картине мира потребовала противопоставления религии. Ведь давление Церковных догматов не ослабевало.

Леонардо да Винчи верил лишь своему опыту, критиковал догматизм, но не Бога

Один из самых известных учёных в истории человечества - Леонардо да Винчи (1452 - 1519). На него любят ссылаться и атеисты, и верующие. Сторонники конспирологических теорий просто обожают искать в творчестве да Винчи различные знаки и тайные смыслы, секреты христианства. Но однозначно заявить что-то об отношении учёного к вере нельзя.

Атеисты любят ссылаться на следующие сроки из-под пера Леонардо да Винчи:

«Говорить будут с людьми, которые ничего не слышат, у которых глаза открыты, а не видят; они готовы с ними говорить и не получать ответа; они собираются испрашивать милости у того, кто имеет уши, а не слышит; они хотят воскурить свечи тому, кто слеп».

«Во всех концах Европы большие народы будут оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке».

Леонардо да Винчи

Это может обескуражить, ведь да Винчи известен религиозными сюжетами картин. Но и в них легко обнаружить стремление к реалистичному изображению и пренебрежению духовными акцентами.


И всё же ситуация не столь однозначна. Леонардо да Винчи придерживался одного самого главного взгляда - сторонился догм. Он верил лишь в единственную силу - опыт.

Всё, что за его пределами, - не серьёзно и не заслуживает внимания. Такой подход и позволил стать Леонардо да Винчи великим учёным.

Церковная догматика не могла удовлетворить Леонардо да Винчи, так как предполагала слепую веру. Он критиковал догматический подход, отсутствие живой мысли, а не саму веру. И всё же о Боге он старался не рассуждать. Искусствовед Дильшат Харман так характеризует отношение да Винчи к духовности:

«Для него познание Бога не становится во главу пирамиды, не становится во главу угла.

И это такая новая духовность, она немножко открытая для дальнейшего. <…>

Потому что его духовность она именно неопределенная, она неясная, она такая загадочная чуть-чуть».

Дильшат Харман

искусствовед

Ньютон верил в Бога и писал богословские работы

Исаак Ньютон (1642 - 1727), английский физик, астроном, механик и философ, - из тех учёных, которые искренне верят в Бога. Он написал немало на тему духовного.

«Если Бога нет и вся наша жизнь - это секунда на пути из праха в прах,

… достоверности, чем вся светская история».

Исаак Ньютон

Ньютон не представлял себе, чтобы мир мог появиться как-то иначе, чем так, как сообщает Священное Писание:

«Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа».

Но было бы ошибкой полагать, что Ньютон - просто верующий учёный, который тепло отзывался о религии, но мало в ней смыслил. Напротив, он глубоко погружался в религиозные вопросы и не боялся критиковать богословов:

«Главная ошибка истолкователей Апокалипсиса заключалась в том, что они на основании Откровения пытались предсказывать времена и события, гак будто Бог сделал их Пророками.

Благодаря этому эти истолкователи подверглись осуждению сами и вместе с тем возбудили недоверие и к пророчеству вообще.

Но Божественное предначертание заключалось совсем в ином.

Бог дал это Откровение, так же как и Пророчество Ветхого Завета, не ради того, чтобы удовлетворить любопытство людей, делая их способными предусматривать будущее, но ради того, чтобы исполнением на деле явлен был миру святой Промысел Его, а не проницательность истолкователей.

Ибо наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что вселенная управе является Провидением…

В последние же времена огромный переворот, предсказанный в Святом Писании, сразу же обратит взоры людей и на Пророчество, и на обстоятельное истолкование их».

Исаак Ньютон

Альберт Эйнштейн верил в безличностного Бога и не исповедовал ни одну религию

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) - лауреат нобелевской премии по физике, автор многих научных работ, один из самых выдающихся и известных учёных мира. Его имя стало нарицательным. Нет ничего удивительно, что мнение этого человека имеет большой вес для верующих и атеистов.

Каждые временами пытаются перетянуть Эйнштейна в свой лагерь, но взгляды того намного сложнее простых «за» и «против». Этот учёный никогда не брался утверждать, что думает наука о Боге. Он говорил только за себя.


Эйнштейн избегал однозначных формулировок, но порой позволял себе рассуждать на какую-нибудь узкую тему в религиозной теме:

«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз.

Я также чувствую, что не предоставляется возможным представить себе желание или цель вне человеческой сферы.

Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в логический порядок вещей, которые мы можем понять смиренно и только частично.

Я верю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием, что личные ценности и моральные обязательства - самая важная из человеческих проблем».

Такие обтекаемые формировки давали почву для того, чтобы приписать Эйнштейну буддизм. Атеисты считали отречение от антропоморфного Бога показателем безверия Эйнштейна, а он же оставался собой: «верил в нечто высшее», но никогда не сообщал, во что конкретно. И всё же Бог для него - не личность, а, скорее, сила или закон:

«Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо.

Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».

В своих убеждениях Эйнштейн близок к восточным традициям, вроде большинства школ буддизма, где Бога нет как личности, но есть некая абстрактная энергия, абсолют, мир:

Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога.

В обиходе это может быть описано как «пантеизм» (Спинозы).

Так что, с точки зрения Эйнштейна, всё в мире содержит единую субстанцию, некий дух, но дух без личности.

Взгляды Эйнштейна похожи на догмы индуизма и буддизма.

Такие идеи есть в индуизме, буддизме, некоторых оккультных течениях. Но было бы неверно ставить знак «равно» между их представлениями о Боге и тем, во что верил Эйнштейн.

И хотя он не причислял себя к последователям каких-либо традиций, это не мешало учёному говорить о нравственности, морали, доброте и ответственности людей:

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да.

Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан.

И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

Многие физики верили в Бога, но не все

На протяжении последних веков многие учёные размышляли о Боге. Вот, например, что говорят об этом известные физики:


Уильям Томсон. Считал что через науку обретают веру в Бога

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824 - 1907), британский физик и механик:

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».


Макс Борн. Говорил, что наука не имеет права судить о боге

Макс Борн (1882 - 1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».


Артур Комптон, утверждал «В начале - Бог»

Артур Комптон (1892 - 1962), американский физик, нобелевский лауреат:

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека.

Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим.

Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале - Бог».

Вольфганг Паули верил в Бога

Вольфганг Паули (1900 - 1958), швейцарский физик, нобелевский лауреат.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».


Карл Вернер Гейзенберг. Считал что познание науки и есть познание Бога

Карл Вернер Гейзенберг (1901 - 1976) немецкий физик, нобелевский лауреат

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Но далеко не все учёные в этом вопросе поддерживают друг друга.


Стивен Хокинг, был атеистом

Один из самых известных учёных современности, Стивен Хокинг (1942 - 2018), придерживался атеистических взглядов:

«Пожалуй, я верю в Бога, если под Богом вы подразумеваете воплощение тех сил, которые управляют Вселенной».

«Если мы откроем универсальную теорию, это станет абсолютным триумфом человеческой мысли, потому что в этом случае мы узнаем, что такое разум Бога».

«Познав Божественный разум, мы узнаем то же, что знал бы Бог, если бы Он существовал. Но Его не существует. Я - атеист… Религия поощряет веру в чудеса, но они противоречат науке».

Но что в действительности может изменить взгляд учёных для верующего человека? Ровным счётом ничего. Учёный - это человек, сведущий в своей области знаний. Это не делает его непогрешимым и всегда правым.

Учёный - это лишь человек, он тоже может ошибаться.

Поэтому, сколько бы учёных не придерживались той или иной точки зрения, это не должно быть значимо для каждого из нас. Мы сами делаем выбор.

Чарльз Таунс. Один из создателей лазера и мазера, профессор в Беркли.

«Я убежден в существовании Бога - на основании интуиции, наблюдений, логики и научного знания».
«Наука, пользуясь опытами и логикой, пытается понять порядок и структуру Вселенной. Религия, пользуясь богословским вдохновением и размышлением, пытается постичь цель и смысл Вселенной. Наука и религия взаимосвязаны. Цель предполагает структуру, а структура должна каким-то образом объясняться целью.
По крайней мере, я это вижу так. Я физик. Кроме того, я христианин. Пытаясь понять природу Вселенной с этих двух позиций, я вижу много точек соприкосновения науки с религией. Мне представляется логичным, что в конечном счете они даже сольются».
«Кто-то спросит: а какое отношение к этому имеет Бог? Возможно, вы и найдете в этой книге какие-то ответы для себя, но для меня этот вопрос практически не имеет смысла. Если вы вообще верите в Бога, то такой вопрос просто не может возникнуть - Бог присутствует всегда, везде, во всем. Для меня Бог - это личность и в то же время Он вездесущ. Он стал для меня великим источником силы и совершенно изменил мою жизнь".
«Научное открытие сопровождается сильнейшим эмоциональным потрясением, которое, мне кажется, сродни тому, что некоторые назвали бы религиозным переживанием, откровением.
На самом деле, я бы описал откровение как внезапно пришедшее осознание того, что такое человек и каким образом он связан со вселенной, с Богом, с другими людьми».
«Я считаю, что в каком-то смысле вся наука начинается с веры в упорядоченность вселенной. Научная вера предполагает существование порядка, постоянства и так далее, а иудеохристианская традиция говорит о существовании единого Бога».
«Вероятность появления жизни, казалось бы, очень низка, и, тем не менее, жизнь возникла, и возникла в соответствии с физическими законами, а законы эти установил Бог». (Цит. по: Palmer 1997, vol. 17).
«Мне кажется, вопрос происхождения остается без ответа, если рассматривать его только с научной точки зрения. Поэтому я вижу необходимость в религиозном или метафизическом объяснении. Я верю в идею Бога и в Его существование».
«Как человек верующий, я сильно ощущаю присутствие и действие созидающей Сущности, которая значительно превосходит меня, но в то же время всегда остается личностной и близкой».

Арно Пензиас. Один из первооткрывателей космического микроволнового излучения, подтвердившего теорию Большого Взрыва.


«Бог проявляет Себя во всем сущем. Вся реальность, в большей или меньшей степени, обнаруживает замысел Бога. Во всех аспектах человеческого опыта присутствует какая-то связь с этим замыслом и мировым порядком».

Исидор Раби. Первооткрыватель явления ядерно-магнитного резонанса.

«Физика наполнила меня благоговением, позволила прикоснуться к ощущению настоящих истоков. Физика приблизила меня к Богу. Это ощущение я испытывал все годы своей научной деятельности. Всякий раз, когда кто-то из моих студентов приходил с новым научным проектом, я задавал ему лишь один вопрос: "Это позволит вам приблизиться к Богу?"»
«Если вы занимаетесь физикой, вы боретесь с чемпионом, - любил говорить он. - Ваши попытки понять, как Бог сотворил мир, похожи на борьбу Иакова с ангелом».
Абдус Салам стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1979 году "за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных воздействий между элементарными частицами". Его теория стала последним этапом в создании единого описания четырех основополагающих сил природы.


«Наше общество окружено бедами, словно горами. Попытайтесь терпением сровнять их с землей. Настанет день, когда Бог проявит милость. Не бойтесь, что ваши усилия останутся бесплодными. Продолжайте делать свое дело, и Бог вас благословит».
«Каждому человеку нужна религия, как настойчиво утверждал Юнг; это глубинноое религиозное чувство - одна из главных движущих сил человечества».
«Возможно, это связано с моим исламским наследием. Мы верим, что Бог создал вселенную прекрасной, симметричной и гармоничной; в ней виден порядок и нет места хаосу. Мы пытаемся понять мысли Бога. Разумеется, чаще всего мы очень далеки от истины, но иногда осознание хотя бы малой доли истины доставляет великую радость».
«Эйнштейн с рождения унаследовал веру Авраама. Сам он считал себя глубоко религиозным человеком. Это чувство восхищения приводит большинство ученых к Высшему Бытию. Божество, Которое Эйнштейн ласково называл "Старик" (der Alte), есть Высший Разум, Господь всего творения и Законов Природы».
Артур Комптон. Лауреат Нобелевской премии по физике в 1927 году за открытие явления изменения длины волны электромагнитного излучения вследствие рассеяния его электронами, названного впоследствии его именем.

«С раннего детства я научился видеть в Иисусе величайший пример любви к ближнему, выражающейся в реальных делах; пример того, кто знает, что найти душу свою можно, лишь утратив ее ради высшей ценности; того, кто скорее умрет, чем поступится истиной ради расхожего мнения, пусть даже его придерживаются самые уважаемые современники. Этот дух Иисуса и сегодня настолько явственно проявляется в людях, что во мне живет надежда: следуя Ему, насколько это в моих силах, я тоже, быть может, смогу жить вечно».
«Для меня вера начинается с осознания того, что некий высший разум создал вселенную и человека. Такая вера дается мне легко, так как нет сомнений в том, что за замыслом всегда стоит разум. Упорядоченность открывающейся нам вселенной свидетельствует об истине самого потрясающего из всех высказываний: "В начале сотворил Бог…»
«Чтобы наука признала религию, необходимо рассмотреть гипотезу, согласно которой в природе действует разумное начало. Обсуждение доводов в пользу существования божественного разума ведется с того момента, как появилась философия. Аргумент, основанный на идее разумного замысла, постоянно подвергается критике, однако так и не получил адекватного опровержения. Напротив, чем больше узнаем мы о нашем мире, тем меньше представляется вероятность того, что он возник случайным образом. Поэтому сегодня мало кто из ученых станет защищать атеизм».
Энтони Хьюиш, один из первооткрывателей пульсаров.

«Я считаю, что и наука, и религия нужны, чтобы понять наше место во Вселенной. Наука открывает нам, как устроен мир (хотя множество вопросов еще остается без ответа, и, думаю, так будет всегда). Но наука поднимает вопросы, на которые сама не в состоянии ответить. Почему Большой взрыв в конечном счете привел к появлению разумных существ, задающих вопросы о смысле жизни и цели существования Вселенной? Чтобы ответить на них, приходится обращаться к религии…
Религия играет чрезвычайно важную роль, подчеркивая, что в жизни есть нечто гораздо большее, чем эгоистичный материализм.

Одних только научных законов недостаточно – должно быть что-то еще. Сколько бы наука ни развивалась, она не ответит на все вопросы, которые мы задаем».
Джозеф Тейлор. Получил Нобелевскую премию за открытие быстро вращающихся звёзд, излучающие гравитационные волны.


«Мы верим, что в каждом человеке есть нечто божественное, поэтому человеческая жизнь священна. В людях нужно искать глубину духовного присутствия, даже в тех, с кем вы расходитесь во взглядах».
Ещё о взаимоотношении учёных и религии.

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.

(1564-1642) — итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

(1643-1727) — английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».

(1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

(1775-1836) — французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

(1777-1855) — немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».

Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!»

Густав Ми (1868-1957) — немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».

(1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

(1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

(1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

(1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог»».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

(1902-1984) — английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний — Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог — математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».