Ветхий завет. На какой высоте находится твердь небесная? Небосвод ударится о земную твердь

Небесная твердь Устар. Поэт. Небо. [Ломоносов ] в первых летах юношества был сильно поражён… солнцем, которое в ближайшие дни лета, дошед до горизонта, снова восстаёт и снова течёт по небесной тверди (Батюшков. Нечто о поэте). О ты, что свыше круга звездна Сидишь, царей суды внемля, Трон коего есть твердь небесна, А ног подножие земля! (Крылов. Ода на заключение мира…).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Небесная твердь" в других словарях:

    небесная твердь - сущ., кол во синонимов: 7 надзвездные сферы (6) небеса (10) небесный купол … Словарь синонимов

    ТВЕРДЬ - ТВЕРДЬ, и, жен. (высок.). 1. земная твердь земля, суша. 2. небесная твердь небо, небесный свод. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТВЕРДЬ - ТВЕРДЬ, тверди, мн. нет, жен. (церк. книжн. устар.). Твердое основание, опора. Твердь земная (суша, земля). Твердь небесная (видимое небо, в религиозных представлениях являющееся твердой поверхностью). «Здесь, на небесной тверди, слышать музыку… … Толковый словарь Ушакова

    твердь - и, ж. 1. (обычно в сочетании со словом „небесная“). В церковно религиозной литературе: небесный свод, небо. Вздымаются волны как горы И к тверди возносятся звездной. А. К. Толстой, Вздымаются волны… В это время у меня уже появились религиозные… … Малый академический словарь

    небо - См. бог звезд с неба не хватать, земля и небо, как с неба свалиться, как солнце на небе, попасть пальцем в небо... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. небо небосвод, небосклон … Словарь синонимов

    Космология в иудаизме - Космология в иудаизме в философии и богословии иудаизма находят отражение различные мировоззренческие проблемы, связанные с космологией (наукой о свойствах и эволюции мироздания) на различных этапах развития этой науки. Эволюция взглядов… … Википедия

    небосклон - небо, эмпирей, поднебесье, небесная лазурь, надзвездные сферы, небесный купол, свод небес, небесная твердь, небеса, небосвод Словарь русских синонимов. небосклон см. небо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    небеса - небесный купол, надзвездные сферы, свод небес, поднебесье, небесная лазурь, небесная твердь, небосклон, небо, эмпирей, небосвод Словарь русских синонимов. небеса см. небо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    свод небес - небосвод, поднебесье, небесная твердь, небо, небеса, небосклон, небесный купол, небесная лазурь Словарь русских синонимов. свод небес сущ., кол во синонимов: 8 небеса (10) … Словарь синонимов

    небосвод - см. небо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. небосвод сущ. небо небосклон неб … Словарь синонимов

Книги

  • Смерть повсюду , Рамю Ш.. Роман «Смерть повсюду» (1922) продолжает трилогию, посвященную борьбе зла с добром, в которую входят романы «Царствование злого духа» (1917) и «Небесная твердь» (1921).. Шарль Фердинан Рамю… Купить за 550 руб
  • Твердь небесная , Рябинин Юрий Валерьевич. ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ - авантюрно-исторический роман, действие которого происходит в начале XX века. Отдельные ретроспекции уходят и в более отдаленное прошлое. В свое время молодой провинциальный…

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

11. Почему небо названо в Библии твердым (твердь) - Быт. 1,7-8.

Слово «твердь» совсем не означает твердый.

Слово «твердь небесная» переведено с древнееврейского оригинала «раджия». Это слово имеет два значения, которые в совокупности означают атмосферу или воздух - газообразную оболочку, окутывающую землю. Итак, согласно оригинала, небо - это газообразная оболочка, а не твердый потолок.

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

33. Если Господь собирается воскресить и взять на небо искупленных, почему Он, ради эксперимента и заверения, не сделал этого для кого-либо из святых? Кто хотя бы немного знаком со Священными Писаниями, тот знает Библейские примеры воскресения и вознесения на небо. Первый

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

I. Небо в Библии Слово «небо» (мн. ч. «небеса») в английских переводах Библии, как правило, является переводом еврейского слова шамайим и греческого уранос. Значение обоих слов - «высокое или превознесенное».Слово «небо» (небеса) в Писании обозначает одну из трех сфер: (1)

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему кошка ни разу не упоминается в Библии? Иеромонах Иов (Гумеров)Слово «кошка» встречается только однажды в Библии - в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряО старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Почему православные почитают Деву Марию и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВысокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в том факте, что Она является реальной

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Почему в Библии описаны жертвоприношения? иеромонах Иов (Гумеров)Ветхозаветные жертвоприношения были прообразом Искупительной жертвы Иисуса Христа, которую Он принес за грехи всего мира. Они были установлены только на время, «только до времени исправления» (Евр. 9: 10), то

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Глава третья Твердь земная и твердь небесная В первый и в четвертый день библейский бог занимается устройством освещения, ставит на тверди небесной для освещения Земли Солнце, Луну и звезды. Но в первый день, когда он неизвестно каким светом осветил вечную тьму, в которой

Из книги Молитвы на озере автора Сербский Николай Велимирович

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) "да будет твердь..." Твердь - буквально с подлинника "распростертие", "покрышка", ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй "небом..." На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Текст этот в настоящей связи встречается у одного только Матфея.

Из книги автора

Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан- Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Из книги автора

36. Господи, дай мне следовать за Тобой с твердым упованием Мученики доброй надежды, молите Бога о нас!Вы, похоронившие все надежды свои ради одной. Вы, видевшие, как в прах обращаются надежды на земное. Вы, на погребении земных надежд видевшие слезы многие. Вы, слышавшие

Из книги автора

1. Почему Библии бывают разными? Какую Библию можно читать? Для простоты можно ответить: православным – ту, которая издана по благословению Патриарха. Но откуда же тогда взялись все остальные? Они что, все еретические, неправильные? И кок относиться к изданиям Библии не но

Из книги автора

23. Почему в Библии такое значение придается именам? «И дали ему такое-то имя, ибо…»; «недаром имя его таково…» – в Библии мы то и дело встречаемся с подобными выражениями. Но неужели имя действительно определяет судьбу человека? А что означают переименования, которые

Из книги автора

39. Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан – Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не Одному только Богу, а также почитают иконы и называют

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

На какой высоте находится твердь небесная?

Как мы видели выше, царь вавилонский, мечтая уподобиться богам и, в том числе Богу Израиля, желает взойти на гору, которая «выше звезд» и воссесть на ней – то есть, взойти на такую гору, которая прободает твердь небесную. При этом царь мечтает также взойти выше облаков. Таким образом, для описания гордыни царя используется такие «отправные точки», как высота облаков и высота звезд, поставленных на нижней границе тверди небесной, обращенной к земле. Как ясно, твердь должна быть выше облаков, но, тем не менее, следует признать, что она «не сильно выше» их: ведь с какой бы тогда стати облака использовать для указания того, как велика гордыня царя, наряду со звездами, если бы эти облака были намного ниже звезд (и вершины горы, которая прободает твердь)? То, что все эти вещи перечисляются вместе для указания величины гордыни царя, по-видимому, говорит о том, что это сопоставимые величины – величины, как говорят, «одного порядка». Итак, как кажется, высота нижней границы тверди, на которой находятся звезды, и высота облаков – величины одного порядка.

Мы говорим о величинах как о величинах одного порядка, когда они отличаются не более чем примерно в 10 раз. Самые высокие облака – серебристые облака – достигают высот в 85 км. Но что могли думать о высоте облаков древние люди? Они могли думать, что облака несколько выше самых высоких гор. Насколько? Древние люди могли видеть, что облака спускаются так, что они покрывают вершины не очень высоких холмов высотой в несколько сотен метров. По-видимому, и о других облаках, более высоких, эти люди могли думать, что они, эти облака, располагаются не слишком высоко. Самая высокая гора – Эверест – имеет высоту в 8848; добавим еще километр на облака и округлим. Получим высоту в 10 км. Из этих оценок получаем, что нижняя граница тверди, небесного свода, по мнению древних, должна быть удалена на 100-850 км от поверхности земли. Да и то в своей самой высокой точке – там, где к своду прикреплена неподвижная Полярная Звезда. Но 100-850 км. – это верхняя оценка; попытаемся дать нижнюю оценку.

В Библии, в «шестодневе», буквально говорится, что птицы летают «пред лицем тверди небесной»: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20). Здесь «по» – это неверный перевод. В оригинале на иврите на месте «по» стоит выражение, которое буквально означает «пред лицом»; оно также может означать «пред» и «вдоль». Однако, заметим, «вдоль» и «пред лицом» – это не одно и то же; «пред лицом чего-то» – это не только «вдоль чего-то», но и «близко к чему-то». Примем, что самая высоколетающая птица может достигнуть высоты в 10 км. (в действительности она достигает высот несколько больших). «Пред лицом» тверди – это, по-видимому, гораздо ближе к тверди, чем к чем земле; или ближе к земле, но ненамного. Конечно, можно сказать, что и 100 км., и 1000 км. - это все равно «пред» и «пред лицом». Но, повторим, слова «пред лицом» можно понимать и как «достаточно близко к». Отсюда получаем нижнюю оценку высоты тверди в 20-30 км.
Итак, согласно более низкой оценке, твердь небесная должна находиться от поверхности земли (в высшей своей точке) на высоте примерно в 20-30 км.

Для справки. Птица, известная под названием «гриф Рюппеля» поднимается на высоты до 11277 м (зафиксированные данные); но большинство высоколетающих птиц поднимается на высоты до 2-3 тыс. м.; редкие из них поднимаются на высоты до 6,5-8 км. «Обычные» же птицы летают на высотах всего лишь в несколько сот метров.

Попытаемся получить еще более низкую оценку высоты нижней границы тверди. Вряд ли древние люди (особенно в Вавилоне) считали, что твердь находится всего лишь в километре от них или менее, основываясь на том, что большинство знакомых им птиц могут подняться лишь на несколько сот метров, а также на том, что низкая облачность может наблюдаться на высотах всего в несколько сот метров (при этом облака должны покрывать вершины высоких холмов). Ведь сравнительно рядом находились горы высотой в несколько километров. Положим, даже в 6 километров (высочайшая гора Ирана г. Демавенд – 5671 м.; Турции: – легендарная г. Арарат – 5137 м.; Кавказа: г. Эльбрус – 5642 м.). Добавим к этим шести километрам еще одни километр, в котором будут летать птицы «пред лицом тверди» – и мы получим оценку высоты нижней границы тверди в 7 км. над землей. Возьмем Эверест высотой в 8848 м.; добавим еще 1 км. для полета птиц, округлим и получим другую, близкую к предыдущей, оценку высоты нижней границы тверди – 10 км..

Итак, согласно нижней оценке, до тверди небесной всего несколько часов хода пешком; согласно верхней оценке – около половины дня езды на автомобиле с достаточно стандартной скоростью 70-90 км/ч.

Вспомним, какие высокие циклопические сооружения построены человеком к нашему времени. Высота самого высокого здания, именуемого «Бурж Халифа», составляет 827м.. И это не «просто вышка», а здание, в котором имеются жилые помещения, помещения под офисы и отели. А архитекторы Taisei Construction Corporation уже создают проект 800-этажного небоскреба высотой в 4км. (в котором смогут проживать от 500 000 до 1 млн. обитателей)! Как видим, люди уже создали здание, имеющее высоту одного порядка с приведенной выше нижней оценкой границы тверди. И проектируют здание (которое вполне возможно построить при современном уровне развития технологий) высотой примерно в половину от высоты нижней границы тверди согласно этой же нижней оценки. Но упомянутый проект сооружения в 4км. высотой – это проект жилого здания; а если задаться целью построить простую вышку, на которую можно взобраться, скажем, по винтовой лестнице, то это значительно упростит задачу и, очевидно, позволит спроектировать и построить сооружение еще более высокое!

Как видим, вавилоняне, строившие свою башню, были не так уж и глупы, как нам кажется сегодня. Ведь, возможно, они даже считали, что нижняя граница тверди небесной располагается еще ниже – то есть, ниже 7-10 км.. И, возможно, и сам Моисей, автор пятокнижия, оценивал затею вавилонян по строительству «башни до тверди небесной» как дело вполне осуществимое для того уровня развития технологий, который был в те времена.

Очень часто противники Библии и христианства называют библейские представления об устройстве Земли и Вселенной наивными, не соответствующими законам физики, а то и вовсе абсурдными. Высмеивание начинается уже с первой главы Бытия, где говорится о «тверди небесной». Критики утверждают, что авторы Библии полагали Землю плоским диском, плавающим в бесконечном океане, окружённым твёрдым куполом, на котором закреплены Солнце, Луна и звёзды.

Утверждать, что в Библии говорится о плоской Земле и «фанерном» небе, может только невежда, который с ней просто не знаком.

В Библии сказано: «И создал Бог твердь... и назвал Бог твердь небом...» (Быт. 1-я глава). Устарелое русское слово «твердь» означает «небосвод» или «атмосферу». Показательно то, что Бог назвал воздух «твердью», т.е. чем-то солидным, твердым. Кстати, Библия различает два вида «тверди»: — «твердь земная», которая появилась после того, как Бог отделил воду от суши, и «твердь небесная», появившаяся после того, как Бог отделил атмосферу Земли от стратосферы Космоса.

Почему же Библия говорит об атмосфере, или «тверди», как о чем-то солидном? «Какая же тут солидность?» — скажут некоторые. На это можно авторитетно ответить: «Очень большая!»

В свое время ученые заинтересовались важным вопросом: весом ли воздух? После многих кропотливых экспериментов, учеными было «доказано», что воздух невесом. Это «открытие» науки вошло в учебники и даже послужило поводом к издевательствам над Библией, которая упоминает о том, что Бог «ветру (воздуху) полагал вес» (Иов 28-я глава). «Факт» невесомости воздуха был признан и подтвержден даже такими светилами науки, как Галилей и Коперник. Ложность этого взгляда была доказана только учеником Галилея, известным итальянским ученым Торричелли. Он первый открыл и продемонстрировал закон давления атмосферы, приведший к радикальной революции в отраслях механики и индустрии, со множеством изобретений, последовавших позже. Давления атмосферы или весомости воздуха теперь никто уже не оспаривает, но Кто, как не Творец, мог «положить» вес воздуху, предав атмосфере такую поразительную мощь?

Больше того, — Творец Земли не только «положил вес воздуху», но и «расположил воду (влагу) по мере» (Иов. 38-я глава). Присутствие влаги в воздухе тоже указывает на предусмотрительность Творца. Влага поднимается из океанов, рек и озер, но, превысив свою положенную пропорцию в воздухе, падает на Землю в виде дождя, росы, снега и пр. О пользе влажности воздуха стоит ли говорить? Без влаги и связанного с нею орошения наша планета превратилась бы в безжизненную пустыню с поверхностью, похожей на поверхность Луны.

В первой главе Бытия часто употребляется слово «רַקִיעַ» («ракия», ударение на «и») (Бытие 1:6, 7, 8, 14, 15, 17, 20). Это существительное означает «небо», «небосвод», «свод». Словосочетание «הָרָקִיעַ הַשְׁבִיעִי» («а-ракия а-швийи») означает «седьмое небо». Слово «רַקִיעַ» («ракия») происходит от глагола «רקע» («рака») - «растягивать», «простирать», «расстилать», а также «обкладывать, покрывать (например, тонкими металлическими листами)». В парадигму этого словарного гнезда входит ещё одно слово: «רֶקַע» («рэка»). Оно означает «фон (то, что лежит в основе)», «пространство». У слова «רַקִיעַ» есть синоним: «שַמָיִם» («шамаим») - «небеса», «небо». Описывая Творение, Моисей часто использовал сочетание этих слов: «שַמָיִם רַקִיעַ» - «небесный свод», «пространство, занятое небесами».

Пытаясь передать семантику еврейских слов, переводчики вынуждены проявлять незаурядные творческие способности. Вот так, например, звучат некоторые переводы Торы на русский язык:

. «В начале сотворения Всесильным неба {שַמָיִם} и земли... и сказал Всесильный: "Да будет пространство {רַקִיעַ} посреди воды и отделяет оно воду от воды." И создал Всесильный пространство {רַקִיעַ}, и разделил между водою, которая под пространством {רַקִיעַ}, и между водою, которая над пространством {רַקִיעַ} ... И сказал Всесильный: "Да будут светила в пространстве неба {שַמָיִםַ רַקִיע}" ... "и птицы да летают над землёю по пространству небесному {שַמָיִםַ רַקִיע}"» (Брейшит 1:1-20)

«Тора с русским переводом». Редактор П. Гиль, под общей редакцией проф. Г. Брановера. Издательство «Shamir», Москва, 5765 (2005)

. «В начале сотворения Богом небесного {שַמָיִם} и земного... Сказал Бог: "Да будет свод {רַקִיעַ} посреди воды, и да будет он разделять между водами!" И создал Бог этот свод {רַקִיעַ}, и отделил воду под сводом {רַקִיעַ} от воды, которая осталась над сводом {רַקִיעַ} ... И сказал Бог: "Да будут на своде небесном {שַמָיִםַ רַקִיע} светила" ... "и птица полетит над землёю по лицу небосвода {שַמָיִםַ רַקִיע}!"» (Брейшит 1:1-20)

«Пятикнижие Моисеево, или Тора. Книга Брейшит». Редактор Д.А. Голубовский. Издатель Д.А. Голубовский, Москва, 5765 (2005). ISBN 5-902768-01-2

В русском языке для обозначения некой основы, опоры, базиса, пространства, в котором можно было бы обосноваться, утвердится, существует поэтичное слово «твердь». Оно может означать также родителей, родительский дом, законодательство, вероучение, Бога.

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так характеризует «твердь небесную»: «весь видимый нами безграничный простор вокруг земли нашей, относимый глазом к одной полой плоскости, на которой являются нам все светила».

Современный словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт похожее определение: «ТВЕРДЬ, -и, ж. (высок.). небесная твердь - небо, небесный свод» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год)

Полагаю, именно в этом значении - «небосвод», «небесное пространство», «атмосфера» - слово «твердь» использовали авторы синодального перевода Библии. Говорить об ошибке или непонимании семантики иврита не приходится, т.к. в других фрагментах Библии для передачи значения слова «רַקִיעַ» переводчики использовали слово «свод» (Иезекииль 1:22-26).

Сегодня можно говорить о непонимании Библии многими её читателями. Нежелание вникать в семантику библейских текстов, поверхностное отношение к Священному Писанию активно используется противниками христианства для высмеивания Библии. К сожалению, такая тактика даёт хорошие плоды. На этот крючок попадаются очень многие люди. Даже те, кто искренне считают себя христианами, и даже христианские священники допускают наличие в Библии глупых, устаревших положений, некоторые тексты считают образными аллегориями или метафорами. В Библии действительно часто слова используются в переносном значении, в составе идиоматических выражений, но это всегда можно видеть из контекста или в сравнении с другими, однозначно понимаемыми утверждениями. Надо просто уметь читать.