Виды ненаучного познания примеры. Ненаучное познание, его виды и способы. Наука и вненаучные формы познания

Термин "метод" происходит от греческого слова methodas, которое буквально означает:"путь чего-то". Применительно к экономической теории это означает путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, мысленного воспроизведения, в теории диалектики этого взаимодействия.

Органическое единство материализма и диалектики обусловливает появление диалектико-материалистического метода исследования форм, или экономического метода материалистической диалектики.

Метод экономической теории включает различные элементы. Главными его структурными элементами являются:

1) философские и общенаучные принципы; 2) законы материалистической диалектики; 3) категории философии;

Три первых группы структурных элементов диалектического метода исследования не механически накладываются на экономические явления и процессы, а отображаются через метод экономической теории (как отдельной науки). При этом они приобретают специфических форм применения, органично вплетаются в экономическое исследование. Все три группы элементов диалектического метода в сочетании с категориями экономической науки и рациональными средствами и методами экономического анализа, создают систему инструментов и методов познания отношений. экономических.

В рациональных средств и методов экономического анализа относится, во-первых, создание моделей будущих поступков людей. При этом не учитываются некоторые детали реального положения дел, а внимание концентрируется на главном. Ценность модели зависит от того, в какой мере она обеспечивает использование в ней самых важных данных, что, в свою очередь, дает возможность проверить ее правильность. Экономические данные следует использовать в виде таблиц, графиков и рисунков (диаграмм).

Важная роль в экономическом анализе принадлежит структурным данным. Так при изучении проблем безработных данные делятся на такие характеристики, как возраст безработных, регион, отрасль промышленности. Широко используются индексы (которые отражают данные относительно базисного показателя), номинальные и действительные переменные (например, данные об номинальную и реальную заработную плату), реальные и относительные цены, проводятся эмпирические исследования (изучаются данные, собранные за разные периоды).

Ненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое.

Наиболее распространенной формой ненаучного познания является обыденное познание . Обыденное - это познание, опирающееся на здравый смысл людей, оно является обобщением их жизненного повседневного опыта. Оно включает в себя различные формы представлений об окружающем мире: верования, приметы, традиции, предания, назидания, предчувствия. Также обыденное познание включает разрозненные научные данные, эстетические, моральные нормы и идеалы. Однако это познание, в отличие от научного, не организовано и не систематизированы.

Религиозное познание используется людьми для поиска чего-то высшего, что может объяснить не только причины существования, но и его смысл. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях(в иудаизме,христианстве и исламе) является Бог, который проявляет себя как Субъект, Лицо. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персонально-диалогический характер.

Цель религиозного познания - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самораскрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Другой тип познания - художественно-эстетическое . Он имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только однако, как выглядели герои прошлого, но и однако, что они думали и чувствовали, как вели себя при определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.Мир чувств, образов, предстает в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью фиксировать важные для людей и общества процессы, но и несет важную информацию, которая как бы оживляет знания о мире.

Познание можно разделить на научное и ненаучное, а последнее - на донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное.

Донаучное познание - это исторический этап в развитии по знания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на основе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности.

Обыденное и паранаучное познание существуют наряду с научным.

Обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует ее средства - методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют так называемые народные науки: народная медицина, метеорология, педагогика и др. Овладение этими знаниями требует длимого обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки в полном смысле слова.

К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др.

Наука – система проверенных на практике объективных знаний со своими методами, способами обоснования знаний.

Наука – социальный институт, совокупность учреждений, организаций, занимающихся выработкой новых знаний.

Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.

Таким образом, основные стороны бытия науки - это:

1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания;

2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;

3. социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации;

4. особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается -осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.

7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Для науки в большей мере характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и др.

8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных - такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

Социальные функции науки:

1) познавательная (накопление знаний об окружающем мире, описание и объяснение явлений окружающего мира),

2) практическая (применение научных знаний на практике),

3) прогностическая (определение тенденций развития процессов и явлений),

4) мировоззренческая (формирование научной картины мира).

Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно - в совокупности специфических своих элементов.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2) Объекты научного познания – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта, это явление или процесс той или иной области действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками (физиология, анатомия, психология, история, литература).

Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

4) Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.

5)Свой специфический, язык - естественный, и искусственный (знаки, символы).

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения; г) «вырастающие» из них законы, теории, е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, нормы научного познания, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Выделяют 6 критериев научности знаний:

1. системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер;

2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели;

3. деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели;

4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме (в традициях Востока утвердился приоритет интуиции как сверхчувственного восприятия действительности);

5. экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально;

6. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.

Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на:

1. фактологические - представляют собой набор систематизированных фактов объективной действительности;

2. теоретические (фундаментальные) - теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности;

3. технико-прикладные (технологии) - знания о практическом применении полученных знаний;

4. практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений.

Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений. Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией

Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования . Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе-это всегда знание истинное. Т о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исле-я

2) тип применяемых средств исследования . Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я - теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы.

Сравнение , которое предполагает выявление сходства и различия в изучаемых объектах, что позволяет делать определенные выводы по аналогии.

Метод измерения является дальнейшим логическим развитием метода сравнения и означает процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения..

Эксперимент ,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

На уровне теоретического познания - исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.

3)результаты – знания. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения).Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне-рациональное.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

Отличия научного и ненаучного познания

Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.


Лекция:


На предыдущем уроке было сказано об элементах мировоззрения человека. Среди них важное место занимают знания. Знания об окружающем мире, природе, человеке являются результатом собственной познавательной и исследовательской деятельности. А также они копятся веками и передаются от поколения к поколению, как драгоценный опыт. Знания постоянно углубляются, расширяются и совершенствуются. Запомним основные определение сегодняшнего урока:

Знания – это один из элементов мировоззрения человека, выступающий в виде усвоенных понятий, законов, принципов.

Гносеология - наука о познании

Можно ли знать всё? Каковы пределы человеческого познания? Ответы на эти и подобные вопросы ищет философская наука гносеология – учение о знании и возможностях познания. Познание – основной предмет гносеологии, являющийся процессом приобретения знаний об окружающем мире и самом себе. В ходе познавательной активности человек исследует внешние стороны и внутреннюю сущность предметов и явлений. Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос: "Познаваем ли мир?" . Люди по – разному отвечают на него и, соответственно, делятся на гностиков (оптимистов) , агностиков (пессимистов) и скептиков. Если гностики считают, что мир познаваем, то агностики отрицают такую возможность, а скептики не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности получаемых знаний, в надежности их истины.

Познание начинается с чувственного восприятия мира и постепенно переходит в рациональное осмысление мира. Давайте рассмотрим ступени познания.

Ступени (уровни) познания

Существует две ступени познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. К примеру, вы вышли на улицу и почувствовали холод. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы. Запомните их:

    Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например , яблоко кислое, голос приятный, плита горячая.

    Восприятие – отражение всех свойств объекта познания в целости. Например , мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.

    Представление – образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например , мы можем вспомнить и представить, каким вкусным было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить каким он будет.

Результатом чувственного познания является образ . Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

Следующая ступень – рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:

    Понятие – это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например , «Дерево». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения.

    Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о познаваемом объекте. Например , «Все деревья относятся к классу растений».

    Умозаключение – конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например , «Ель - это хвойное дерево. Поскольку все деревья относятся к классу растений, следовательно, ель тоже растение".

Результатом рационального познания являются знания . Рациональное познание присуще только человеку. Рассмотрите иллюстрацию. Мышление представляет собой целостный процесс, происходящий в результате чувственного и рационального познания.


Какая ступень познания важнее, первичнее? По отношению к этому вопросу в философии выделились два противостоящих друг другу направления: рационализм и сенсуализм (эмпиризм). Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное мышление. Для них чувственное познание вторично. А сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение, восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично рациональное познание.

В действительности чувственное и рациональное уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других рациональное.

Виды знаний

Познание возможно в самых разных областях. Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.

Научное познание – это системно организованный процесс получения объективного и обоснованного истинного знания.

Его особенностями и отличительными чертами являются:

  • Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.
  • Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и логическими заключениями.
  • Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение личных мнений, эмоций, чувств.
  • Системность – структурированность научных знаний.
  • Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Уровень

Главная задача

Методы

Форма/результат

Эмпирический
(опытный, чувственный)

Сбор, описание, выделение отдельных фактов о предметах и явлениях, их фиксация для того, чтобы потом, на теоретическом уровне сделать выводы.

  • наблюдение
  • эксперимент
  • измерение
  • научный факт (количественные и качественные характеристики объекта познания)

Теоретический
(рациональный)

Обобщение фактов, собранных на эмпирическом уровне, объяснение изучаемых явлений, установление закономерностей, получение новых знаний.

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • абстрагирование
  • обобщение
  • конкретизация
  • индукция
  • дедукция
  • аналогия
  • проблема (теоретический или практический вопрос, с которого начинается любое научное исследование)
  • гипотеза (предположение, которое утверждается или опровергается в ходе исследования)
  • теория (система взаимосвязанных утверждений и обобщенных знаний об объекте познания)
  • закон (умозаключение об объективных, устойчивых и повторяющихся связях между предметами и явлениями)

Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)

Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.

Одним из видов научного познания является социальное познание.

Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания. Обществознание же является интегрированным школьным предметом и включает в себя несколько социально-гуманитарных наук (философия, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, психология и др.). Социальное познание отличается от естественнонаучного рядом существенных признаков. Рассмотрим их:

  • если в естественнонаучном познании субъектом является человек, а объектом предметы и явления, то в социальном познании субъект и объект познания совпадают, то есть люди познают сами себя;
  • если основной чертой естественнонаучных знаний является объективность, то социальные и гуманитарные знания субъективны, потому что результаты исследований социологов, историков, этнографов, правоведов интерпретируются в зависимости от их собственных взглядов и суждений;
  • если ученые – естествоиспытатели, изучающие природу, стремятся к достижению абсолютной истины, то ученые, изучающие человека и общество достигают истину относительную, потому что общество динамично и постоянно изменяется;
  • применение многих естественнонаучных методов познания в социальном познании ограничено, к примеру, невозможно изучить уровень инфляции под микроскопом, это делается путем абстрагирования.

Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.

Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.

В изучении общества и истории сложилось два подхода:

    формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);

    цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби) .

В основе классификации обществ в рамках формационного подхода лежит закономерная смена общественно – экономических формаций от низшего к высшему, от простого к сложному: первобытное общество → рабовладельческое общество → феодальное общество → капиталистическое общество → коммунистическое общество . Движущей силой такого развития является классовая борьба, например, в рабовладельческом обществе – борьба между рабовладельцами и рабами, в феодальном обществе - борьба между феодалами и крестьянами. На протяжении истории общество развивается, двигаясь от одной формации к другой. Конечной целью этого движения, согласно учению К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, является коммунизм.


Общественно - экономическая формация – это стадия эволюции общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил и соответствующих ей производственных отношений.


Если формационный подход концентрирует внимание на всеобщем, то цивилизационный подход изучает уникальность и неповторимость истории каждого народа или страны. Поэтому в основе классификации обществ в рамках цивилизационного подхода лежит духовный, идеологический, культурный фактор. Данный подход к изучению истории и общества концентрирует внимание на локально-региональных особенностях конкретного общества. Так, выделяют российское, китайское, японское, индийское общества или цивилизации. Есть цивилизации давно исчезнувшие, к примеру, цивилизация майя, римская цивилизация. Большинство современных ученых придерживаются цивилизационного подхода в изучении истории и общества.


Цивилизация – это ступень общественного развития, имеющая устойчивые черты материального производства, духовной культуры, образа жизни конкретного региона.


Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.

Скажем кратко о ненаучном познании и его видах.

Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.

  • Обыденное познание основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.
  • Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд. Мифы существуют и в настоящее время. Героями современных мифов являются Дед Мороз, Баба-яга, Бэтмен и др.
  • Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
  • Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
  • Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим.
  • Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.

Задание: Приведите аргументы, доказывающие пользу знаний для человека, общества и государства. Напишите своё мнение в комментариях. Будьте активны, давайте поможем друг другу пополнить копилку аргументов для эссе)))

Кроме научного, в аппозицию к нему, выделяют так называемое ненаучное познание. Понятие «ненаучное познание» употребляется в двух смыслах: 1) ненаучное познание объединяет в себе все виды познавательной деятельности, не являющиеся собственно научной деятельностью (то есть все то, что не наука); 2) ненаучное познание отождествляется с паранаучным (или околонаучным) познанием (с парапсихологией, алхимией и тому подобными явлениями, где используется язык науки, научные средства и приборы, но, тем не менее, наукой это не является).

Ненаучное познание в первом смысле включает в себя следующие виды или формы:

1. обыденно-практическое познание, которое осуществляется в повседневной жизни человека. Оно дает элементарные (простейшие) сведения о природе, о людях, условиях их жизни, социальных связях и т.п. В его основе лежит опыт житейской практики человека;

2. Игровое познание – это важнейший элемент познавательной деятельности не только детей, но и взрослых (взрослые играют в так называемые «деловые» игры, спортивные игры, играют на сцене). В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает новые знания. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике, где все чаще применяются игровые модели и игровые сценарии, в которых проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.

3. Мифологическое познание – оно играло важную роль прежде всего на начальных этапах человеческой истории. Его специфика в том, что миф представляет собой фантастическое отражение реальности в сознании человека. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, об условиях их бытия, формах общения и т.д. В последнее время философы утверждают, что миф – это своеобразная модель мира, позволяющая передавать и закреплять опыт поколений людей.

4. Художественное познание – это форма познания получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно большой познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность, искусство (живопись, музыка, театр и т.д.) удовлетворяет потребности людей (потребности в красоте и в знаниях). В любом произведении искусства всегда присутствуют определенные знания о разных людях и их характерах, о странах и народах, о различных исторических периодах и т.п.

5. Религиозное познание – вид познания, который соединяет в себе эмоционально-чувственное отношение к миру с верой в сверхъестественное. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей знаний, накопленных людьми в течение тысячелетий, являются, например, Библия, Коран и др. Священные книги.

6. Философское познание – специфический вид познания, очень близкий к научному познанию. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что на них невозможно получить однозначный ответ. Философское познание, в отличие от научного, не просто строит объективную картину мира, но обязательно как бы «вписывает» в эту картину человека, пытается определить отношение человека к миру, чего не делает наука.

Во втором смысле понятие «ненаучное познание» отождествляется с так называемым паранаучным познанием. Паранаука претендует на научность, использует научную терминологию, но не является научным познанием в действительности . К паранаучному познанию относятся так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, парапсихология, парафизика и т.п. Их существование обусловлено тем, что научное знание пока не может дать ответы на все вопросы, в решении которых заинтересованы люди. Биология, медицина, другие науки, например, не открыли еще способов продления человеческой жизни, избавления от болезней, защиты от разрушительных сил природы. На паранауку люди возлагают надежды найти решения жизненно важных проблем. Эти надежды поддерживаются непорядочными людьми, стремящимися нажиться на человеческом несчастье, а также средствами массовой информации (газетами, телевидением и т.п.), падкими на сенсации. Достаточно вспомнить выступления на радио т телевидении различных экстрасенсов, психотерапевтов, «заряженную» воду и т.п. Многие люди оказались восприимчивыми к этим «чудесам».