Воитель небесный — Перун-громовержец. Перун – бог славян, покровитель воинов и кузнецов Кто такой перун бог

Греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения . Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос -Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.

Во время крещения киевлян, святой князь Владимир , прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив 12 мужей бить поверженный кумир жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь во имя святого Василия.

ПЕРУН - бог Громовержец, занимавший в пантеоне богов языческой Руси, но очень непродолжительное время, место, подобное тому, которое древние греки отводили Зевсу, а поскольку это относится буквально к кануну введения на Руси христианства, имя Перуна известно больше, чем имена других богов. В этот период времени, особенно в княжеской среде, ему отводились главное место и главная роль среди всех признаваемых богов. Но не следует забывать, что превращение Перуна во владыку мира происходит (образ его был известен, конечно, значительно раньше и был, как считают некоторые исследователи славянской мифологии, заимствован, вероятно, из Скандинавии) почти одновременно со становлением Киевского государства.

Перун - бог грома, молнии и дождя. Ему подвластны все стихии природы. Он повелевает всем. У него огромная свита прислужников, исполняющих его волю. Гром и Молния, Дождь и Град, Ветры и Бури, включая Соловья-Разбойника , морозы-калинники Трескунец , Студенец , Карачун , богатыри Дубыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня , Усыня , Святогор и т. д. и т. п., змеи, водяные , лешие - все это помощники Перуна. Ему подвластны и Явь и Навь - и властелин подземного царства Вий , а следовательно, и вся его нечисть, служат Перуну. Ему посвящались реки, считавшиеся священными; ему посвящались рощи, дубравы и целые леса, рубка деревьев в которых была запрещена под страхом смертной казни.

Перун - жестокий, устрашающий бог. Ему приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Не случайно, а как средство устрашения и подчинения народа культ Перуна находит отклик и распространение прежде всего в княжеской среде. Уже изначально, когда он еще не возводился в ранг высшего божества, как считает Б. Рыбаков, Перун «был, очевидно, не столько богом оплодотворяющих туч, сколько Перуном-Грозой, грозным божеством первых племенных дружин, конных пастухов-воителей, вооруженных боевыми топорами, надолго ставшими символом бога грозы», а с началом формирования государства он становится символом княжеских дружин, символом власти - княжеской грозы.

Боги велики; но страшен Перун;

Ужас наводит великая стопа,

Как он в предшествии молний своих

Мраком одеян, вихрьми повит,

Грозные тучи ведет за собой.

Ступит на облак - огни из-под пят;

Ризой махнет - побагровеет твердь;

Взглянет на землю - встрепещет земля;

Взглянет на море - котлом закипит.

Клонятся горы былинкой пред ним.

О фициальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре.

Созижден высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростер далеко по горам:

Пред ним всегда горит неугасимый пламень,

При входе утвержден краеугольный камень,

И камнем гибели народом наречен;

Он черной кровью отовсюду омочен;

На нем несчастная та жертва трепетала,

Свирепости жрецов которая питала:

Там смертоносные оружия висят,

Сосуды кровию наполнены стоят.

«Владимириада»

Это божество явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, ему 20 июля (стиль старый) приносились «мясные» жертвы.

Тело истукана Перуна было вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши, усы и борода изготовлены из золота, ноги были выкованы из железа, в руке он держал изображение молний, составленное из драгоценных камней.

Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,

На нем златый венец, багровая порфира;

Извитые в руке перуны он держал,

Которыми разить во гневе угрожал;

Златые на челе имел огромны роги,

Серебряную грудь, имел железны ноги;

Горел рубинами его высокий трон,

И богом всех богов именовался он.

Провозвестник ужасного для человека:

Разит перунами, он молниями блещет,

Убийство на челе, смерть носит на очах.

Его венец змеи, его одежда страх.

«Владимириада»

Введение христианства на Руси в 988 г. требовало ликвидации поклонения всем языческим богам. Согласно распоряжению князя Владимира все идолы подлежали уничтожению. Ии рубили и ожигали. (Стоит ли удивляться тому, что на Руси периодически уничтожались, уничтожаются и сейчас, памятники прошлого, в том числе и церковные. Именно православная церковь ввела у нас сей обычай.)

С идолами Перуна поступили несколько иначе. В Киеве его привязали к лошадям и проволокли через город в сопровождении эскорта на двенадцати дружинников до Днепра, бросили его в воду и сплавили за днепровские пороги. Подобным образом с идолом. Перуна обошлись и в Великом Новгороде, отправив его В плавание по Волхову: река считалась дорогой в потусторонний мир, куда Перун и был отправлен.

На примере введения культа Перуна в качестве верховного божества можно видеть, как изменяется форма религии под воздействием социально-политических условий, под воздействием потребностей формировавшегося государства, как меняется ее социальная роль, как религия ставится на службу власть имущим.

Владыка сидит на престоле громов,

В руке его вихрь одичалый,

Он молнию бросил в пучину валов,

И море ударило в скалы,

И волн его песнь от начала веков

Великому не умолкала.

Владыка нисходит на землю в громах,

И дрогнуло сердце природы:

Завыли пещеры в бездонных горах,

Эфира обрушились своды,

Вселенную обвил клубящийся прах,

И ужасом смолкли народы.

А. Н. Муравьев

В менее ярко выраженной форме подобные процессы - процессы становления религии на службу господствующим социальным группам, - наблюдаются и в современной России.
Перун — один из самых главных Богов Славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога , Стрибога , Симаргла и Мокошь» . Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай». Наукой археологией было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить» . Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».


От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Во время крещения образы языческих Богов, были перенесены на образы христианских святых. Эта участь не обошла и Перуна. В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе. Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако! Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!» или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях. Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа — имя произошло от глагола или наоборот. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий. Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».

Славянский Бог Громовержец Перун


Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.


Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

0 Перун - это один из самых сильных и доминирующих богов в славянской мифологии. По своей значимости он занимает место рядом Зевсом в греческой мифологии. Перун - бог бурь, грома и молний. Славянский бог грома считается страшной фигурой с точки зрения власти, но, как и Зевс, также является отцом и считается главой пантеона богов в мифологии славян.
Хотя Перун является эквивалентом Одина в норвежской мифологии, его внешность более похожа на Тора. Имея длинную рыжую бороду, Перун - очень мускулистый, мощный человек, который садится на колесницу, запряжённую оленями, держа в руке большой топор, либо молот в зависимости от мифологических предпочтений. Добавьте наш полезный сайт сайт к себе в закладки, чтобы время от времени заглядывать к нам на огонёк.
Однако, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы указать вам на ещё парочку интересных публикаций по тематике образования и науки. Например, кто такой Даждьбог , что такое Фата Моргана , как понять слово Сублимация , что означает Айкью и т. п.
Итак, продолжим, славянский бог Перун, значение ?

Перун в славянской мифологии - это бог грома, туч и молний, а так же покровитель воинов и князей в древнерусском языческом пантеоне.


Перун не только бог грома и молний, он также покровитель солдат и благородных воинов, правящий бог и хранитель закона, а ещё он считается идеалом мужской власти и господства. Перун занимает знаковое место в мифологии, как могущественный, яростный бог, действия которого были отчасти основаны на его характере.

Как и в случае с большей частью мифов и легенд используемых в разных культурах, истории Перуна были предназначены, для того, чтобы объяснить природные явления происходящие в окружающем мире славянским народам. Землетрясения, бурные штормы и другие непредсказуемые стихийные бедствия часто приписывались Перуну и его неоднозначному характеру. Занимая лидирующее положение среди богов, он стал самым ярким примером того, как их сила повлияла на мир, в котором жили славяне.

Топор Перуна

Топор Перуна используется, чтобы поразить зло и возвращается в руку после того, как его бросили. Топор Перуна иногда называют «топор-амулет», он является археологическим артефактом, который носили, как кулон, и имеет форму боевого топора. Подобная бижутерия в основном встречается в современной России, Украине, Белоруссии и некоторых частях Скандинавии.
Размер кулона колеблется в длину от 4 до 5,5 см, а ширина лезвия от 2,8 до 4 см. Бронза - это самый распространённый материал используемый для его изготовления. Большинство изделий были датированы 11 - 12 веками, и было собрано более 60 экземпляров.
Два основных дизайна топора были найдены на территории России. Оба рисунка включают отверстие в центре лезвия, и оба были украшены зигзагообразными линиями, олицетворяющими молнию или, скорее всего, имитирующие инкрустированные орнаменты настоящих топоров, рядом с краем лезвия.

Первый тип - это удлинённый топор (нижняя сторона лезвия удлинена) с плоской верхней стороной. Внешне он напоминает боевой топор. На нижней его стороне обычно присутствует выступ-рукоятка. Эти топорики украшены кругами, которые, как считается, олицетворяют небесные тела.

Второй тип
отличается своей симметричной формой и широким лезвием. Подобно ручке первого типа, вторая имеет два роговых выступа, диаметрально противоположных на верхней и нижней сторонах.

Семья Перуна

Перун - сын Сварога и Лады, чьё рождение ознаменовалось мощным землетрясением. Он самый известный из братьев Сварожичей, которые правят небесами. Но Перун также является самым мощным и яростным из всех богов. Возможно именно его характер послужил причиной того, что он был избран лидером в славянской мифологии.
Даже в детстве Перун демонстрировал, как свою силу, так и свой характер. Существуют истории, где он преодолевает большие трудности, связанные с подземным миром, где он спал, в то время, как семья искала его много лет. Бог молний сражался со зверями подземного мира и преодолел множество препятствий, которые привели его обратно в небесные чертоги.
Там он познакомился с дочерью бога небес, Dyje и лунной богиней Divii и женился на ней после преодоления многочисленных сложностей. Перун начал своё правление, как глава пантеона богов, преодолевая ещё больше трудностей, чтобы сохранить свою власть.

Происхождение Перуна в славянской мифологии

Славянским мифам тысячи лет, но в отличие от греков их истории не были записаны до примерно 6-го века нашей эры. Когда эти сказания и истории были собраны, Перун оказался самым известным из славянских богов. Византийский историк Прокопий первым описал подвиги Перуна, так как его деяния были в основном известны только славянам, жившим в Восточной Европе. Интересно, что славянские народы, жившие в западных районах Европы, не упоминали Перуна напрямую по имени, но есть много ссылок, свидетельствующих о том, что он им так же хорошо известен.
К 980 году князь Владимир Великий воздвиг семь статуй языческих богов, а Перун оказался самым почитаемым и известным из них. Мифология Перуна стала более известной, и истории создаваемые на протяжении веков, когда славяне начали объединять свою власть в России и Восточной Европе, стали популярны во многих землях. Статуи стали воздвигаться в Восточной Европе и в России, причём это происходило вплоть до Крещения Руси.

Поклонение Перуну

У славян этот могущественный бог воплотился во многих каменных и деревянных идолах воздвигнутых в его честь. Фактически, фигуры из дуба или камня по образу Перуна были довольно распространены в дохристианской славянской культуре. Кажется, что дуб был самой идеальной формой, в которой вырезались эти формы. Многие славянские деревни вырезали образ Перуна из самого большого дуба, который рос рядом с тем местом, где проводились празднества в его честь.
Некоторые храмы и сегодня по-прежнему существуют в предгорьях, на вершинах гор или в священных рощах древних дубов. Там, где было место для поклонения, можно было найти образы Перуна. Довольно часто в жертву этому богу приносили животных. В дополнение к дубу, этого бога олицетворял "день четверг " и "металл олово ", которое было неразрывно с ним связанно.

Начало христианства

Как и все европейские мифы, рождённые у греков, славян, римлян, приход христианства со временем смягчил поклонение этим языческим богам. В рамках этого процесса Восточная Православная Церковь фактически включила элементы Перуна в нового христианского святого, Илью Громовержца, который был комбинацией Перуна и Ильи пророка в Ветхом Завете. Илья Громовержец описывается, как существо раскатывающее по небосводу в пылающей колеснице, что довольно близко подходит к старому славянскому мифу.
Для славян в западной части Европы, Михаил Архангел являлся отличной заменой, как командир небесных армий, который победил Дьявола . Включив в свой культ некоторые элементы из славянской мифологии, католическая и православная церкви смогли привести славян к своей вере. Сегодня богатая славянская мифология, описывающая Перуна и славянских богов, состоит из интересных, красочных историй о великой борьбе и окончательном триумфе.

Прочтя эту познавательную статью, вы узнали, кто такой славянский бог Перун , и теперь сможете объяснить влияние этого персонажа на христианскую религию.

Узнайте больше о славянских богах!






Перун (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) — бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьr? «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В пользу этой этимологии говорит ещё и тот факт, что в славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

О культе Громовержца у славян сообщал ещё Прокопий Кесарийский (VI век - византийский писатель; секретарь полководца Велизария):

"…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды."

Отсюда делается вывод, что Громовержец-Перун уже тогда был главой славянского пантеона. То, что Перуну в жертву приносили быков, подтверждается позднейшими этнографическими данными: в братчину на Ильин день в честь Ильи-пророка (сменившего Перуна на посту Громовержца) так же закалывались быки и другой скот.

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с , ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

Вот фрагмент договора 945 года:

"И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной."

Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули.

Из договора 971 года мы узнаём следующее:

"А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием."

Вообще же говоря, фигурирование Перуна в клятвах неудивительно: он действительно был для варягов-руси «своим богом», покровителем князя и дружины. Вполне вероятно, что чисто славянский бог Перун заменил для них скандинавского Тора, тоже Громовержца.

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

Таким образом, в центре Киева, недалеко от резиденции князя, на холме был установлен деревянный антропоморфный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Перун в данном списке упоминается на первом месте, поэтому можно считать, что он стал во главе общерусского языческого пантеона, установленного Владимиром. Мало того, некоторые исследователи полагают, что первоначально в летописи упоминался один лишь Перун, а имена остальных божеств являются позднейшей вставкой (стало быть, на холме в Киеве был установлен только один идол — Перуна). Как бы то ни было, целью реформы действительно была установка общегосударственного культа верховного божества. И неслучайно, что это божество покровительствовало князю и дружине — в молодом формирующемся Древнерусском государстве князь и дружина насущно нуждались в укреплении своих позиций. В рамках той же языческой реформы идол Перуна был установлен и в Новгороде дядей Владимира, Добрыней: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:

"В год 6497 (989). Крестился Владимир и вся земля Русская. И поставил в Киеве митрополита, а в Новгороде — архиепископа… И пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин, и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел его волочить к Волхову. Обвязали его верёвками, и поволокли по грязи, избивая палками. И заповедал никому нигде его не принимать."

В фольклоре

Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота (подобный сюжет есть и в додольских песнях).

Интересные данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта Громовержцем. Перун (или его «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун). В данном сюжете отражены представления восточных славян о том, что нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше прибывает лишь с Ивана Купалы до Ильина дня. Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период, и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун/Илья-пророк отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше. В Ильин день нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.

У южных и восточных славян повсеместно в фольклоре и мифологических представлениях Перун заменился христианскими святыми или образом Бога. Воинские черты Перуна во многои перешли Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. В народном же сознании образ Перуна весьма полно и органично заменился Ильёй-пророком. Способствовали этому и отдельные черты этого святого, роднящие его с образом Громовержца — например, колесница как транспортное средство, связь с небом и огнём.

Атрибуты Перуна

Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.

Одним из важнейших атрибутов Перуна был дуб. Интересно, что в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perku-. Оно было табуировано, что ещё раз подверждает сакральность дуба для славян.

Константин Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:

"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."

У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба гор? склонъ».

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков (советский археолог и историк) пишет:

"Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э."


Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Этот вывод делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша «Божий цветок».

Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты, кремневые топоры, наконечники стрел и копий — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность. Этим артефактам придавались магические свойства, например — они могли исцелять болезни. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялось в народе вплоть до недавнего времени. О палице, как артибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись.

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.

Для более раннего времени больше характерны амулеты «молоточки », которые являются археологическим маркером варягов-руси, ещё не оставивших скандинавские обычаи.

Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская традиция, связывающая с богом-Громовержцем именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день » и т. д.). Далее, в пользу этого говорит название четверга у полабов — Peräunedån «день Перуна» (хотя вполне вероятно, что это название может быть калькой от нем. Donnerstag). У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, именно о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения).

Современность переживает возрождение веры наших предков, в которой славянский бог Перун занимал далеко не последнее значение. Верная спутница Перуна – молния почиталась за символ силы и могущества.

Знаков и атрибутов, которые связывают с божеством, довольно много. Эта статья поможет вам понять различия между символами бога-Громовержца и научит правильно с ними обращаться.

Перун – одно из наиболее узнаваемых божеств пантеона наших праотцов. Сильный, отважный и воинственный, сын Сварога и Лады покровительствует всем обиженным и обездоленным, награждая их силой, помогающей преодолевать препятствия.

Но Громовержец не терпит лжецов и трусов, одаривая своей милостью лишь сильных и тех, кто стремится таким стать. Получить патронаж бога грозы и грома можно, использовав в качестве оберега один из его символов.

Атрибуты Перуна занимают почетное место среди . Давайте подробнее рассмотрим основные из них.

Знак Перуна – Громовик

Знак Перуна Громовик, или Громовник, является центральным символом среди всех, относящихся к этому божеству. Его также именуют Колесо Перуна или Громовое Колесо. Выглядит он, как шестилучевой крест с лопастями, заключенный в круг. В этом символе легко узнать шестилучевой .

Сам бог, хоть и стоял на стороне светлых сил, имел образ воителя и был аналогом древнегреческого Зевса. Он был жестким, но не жестоким, защищал людей от несправедливости и давал им силы идти вперед.

Более всего он благоволил к воинам, оказывая им всяческую поддержку и помогая выполнять предназначение – защищать свой род. Именно поэтому Громовик был одним из приоритетных символов для бойцов.

Знак Перуна Громовик.

Во времена древней Руси, когда славянскую землю терзали междоусобицы князей, Громвержец пользовался особым почетом, ведь его покровительство могло принести победу в политических интригах. Славяне наносили Колесо Перуна на одежду, доспехи и оружие и даже носили его в виде нательных украшений. Чаще всего это были кулоны из дерева или различных металлов.

Из вышесказанного становится ясно, что Громовник – оберег для юношей и зрелых мужчин. Детям его строго не рекомендуется носить, это может развить чрезмерно жестокий характер. Основная функция символа – воспитание силы духа.

Колесо Перуна поможет:

  • защититься от ранений, нанесенных врагом;
  • воспитать в себе мужество;
  • стать более уверенным;
  • получить защиту от порчи и сглаза;
  • стать более выносливым и сильным физически.

Но есть и дополнительное значение. Оберег Громовик умеет защищать от недобрых людей. Куда бы не вошел человек с нечистыми помыслами, он не сможет навредить окружающим, если рядом этот знак. Поэтому наши предки вешали оберег на жилище, а также на зданиях, относящихся к военному ведомству.

Обереги – символы Перуна

Кроме Громовика есть и другие обереги Перуна, оказывающие поддержку всякому, кто их носит даже непродолжительное время. Символику этого божества в основном используют мужчины. Этому способствует сама боевая энергетика, исходящая от бога молний и его знаков.

Женщинам разрешается носить лишь некоторые из этих оберегов, например, Руну, Звезду или Цвет Папоротника. Другие символы в основном имеют отношение к ратному делу, в котором ранее девушки не встречались, а сейчас присутствуют в меньшинстве. Некоторые из знаков не подойдут детям, что также важно учитывать.

Секира

Секира Перуна подходит исключительно мужчинам.

Атрибуты Перуна включают целый арсенал холодного оружия. Это и меч, и копье, и стрелы. И даже секира, которой он, согласно поверьям, победил Змея, проглотившего дневной свет. Впоследствии секира обрела особую магическую силу, превратившись в нечто большее, чем простое оружие Перуна.

Боевая энергетика этого знака способна на корню уничтожить женственность. По этой причине крайне не рекомендуем носить секиру женщинам. Но, невзирая на всю его воинственность, этот исконно мужской оберег могут использовать не только военные. Амулет подойдет любому мужчине, нуждающемуся в получении дополнительной силы. Людям с сильным характером секира добавит излишней резкости, а вот у неуверенных усилит мужские качества и укрепит дух.

Щит

Как и обычный щит, этот оберег защищает владельца.

Еще один популярный символ Перуна – это щит. Традиционно он изображается в форме капли, заостренный конец которой направлен вниз. На поверхность подвески в форме щита мастера чаще всего наносили изображение самого Перуна. Нередко там встречался и его знак Громовик. Иногда щит дополнительно украшали атрибутами громовержца – секирами, мечами или молниями.

Перунов щит относится к оберегам, которые не предназначены для ношения женщинами. Даже в исключительных ситуациях. Более всего оберег подойдет мужчинам и юношам, имеющим отношение к военному делу. Раньше этот знак громовержца носили именно воины.

Основные функции оберега схожи с аналогичными у настоящего щита. Он защищает своего владельца от оружия противника. Также Щит поможет отражать энергетический негатив и укрыть семейный очаг, защищая род от бед и несчастий.

Перунов цвет

Этот оберег Перуна – один из наиболее известных в народе. Знак символизирует цветок папоротника. Того самого, который наши предки искали в день летнего солнцестояния.

Носить этот знак могут как женщины, так и мужчины.

В народе по-простому называемый «цветком папоротника», часто путают с Одолень травой. Здесь нет ничего странного, ведь Одолень трава является оборотной стороной этого знака. Но значения у них разные. Перунов цвет способствует раскрытию духовных сил и поиску жизненных целей, содействуя в их достижении. Одолень трава же, защищает от болезней, насылаемых нечистой силой и завистниками.

Шлем

Шлем – еще один из символов бога Перуна. Назначение этого предмета само говорит о том, кому его следует носить. Как и Щит, Шлем изначально использовали воины. Считалась, что подобный оберег сделает своего носителя сильнее и поможет преодолеть все трудности.

Слабых он наделял уверенностью и решительностью, а беззаботным смельчакам даровал удачу. Амулет в виде шлема предназначался не для юнцов, а для зрелых мужчин, способных вступить на защиту своего рода. Однако, Шлем часто дарили мальчикам отцы, чтобы воспитать в сыновьях крепость духа и подготовить к исполнению мужских обязанностей.

В наше время этот знак не так важен. Но он может, например, пригодится тем, кто участвует в военных конфликтах.

Руна

Руну Перуна не следует носить постоянно.

Прямая и перевернутая, руны имеют разное значение. Первая вызывает появление мощной энергии, которую необходимо подчинить и направить в нужное русло. А вторая символизирует хаос и неприятности, появившиеся в жизни человека из-за бездействия в поворотный жизненный момент.

И та, и другая применяется в гадании. Но в качестве амулета будет разумно использовать только Прямую Руну Перуна. Не стоит полагать, что этот рунический знак исполняет желания. Он лишь помогает привлечь возможность. Насколько удачным будет исход, зависит лишь от приложенных усилий.

Оберег Перуница

Перуница имеет женскую сущность.

Оберег Перуница разительно выделяется среди остальных символов. Ведь практически все знаки Перуна предназначены только для мужчин, а этот по сути является женским. Но образ женщины здесь сильно отличается от канонического портрета матери, дающей новую жизнь.

Перуница – это, прежде всего, дева-воительница. Одни источники утверждают, что она была женой повелителя молний, другие больше склоняются к тому, что Перуница была его дочерью. Образ же этой воинственной девы очень сильно перекликается со скандинавскими Валькириями, подбирающими павших воинов.

Но по мнению наших предков Молния-Перуница не отправляла воинов на посмертный пир, а помогала им одержать победу над врагами – поддерживала боевой дух, а иногда и воскрешала убитых. Амулет помогал преодолеть темные периоды в жизни и приносил удачу. Наиболее сильным амулетом станет тот, где символ молнии заключен в Звезду Инглии.

Звезда Перуна

Если Щит покровительствует исключительно военным, то Звезда Перуна обладает большей благосклонностью. Этот знак способен стать помощником для всякого, кто регулярно сталкивается со сложным выбором, вне зависимости от профессии.

В древние времена Звезда Перуна сопровождала правителей, военных начальников и даже стражников. Этот символ помогал отыскать правду, способствуя ясности мыслей и успешному выполнению задуманного.

Знак помогает принимать правильные решения и пригодится руководителям, судьям и врачам.

Меч

Меч Перуна - символ справедливости.

Перун, невзирая на свою жесткость – справедливый бог. Он не терпит лжи и коварства. Это одна из причин, по которой знаки этого божества не следует носить людям, склонным к жульничеству и обману. Они не дождутся ничего, кроме кары за содеянное.

Меч Перуна символизирует торжество справедливости и поможет каждому, кто в ней нуждается.

Приобретя амулет и попросив помощи у покровителя, вы сможете:

  • навести порядок во всех сферах жизни;
  • восстановить жизненную энергию;
  • защититься от колдовского воздействия;
  • добиться справедливости в определенном деле;
  • защитить себя и близких;

Печать Перуна дарили мужчинам женщины.

Оберег Шлем было принято получать от старших мужчин, а вот Печать Перуна по традициям дарилась женщинами. Обычно подобные знаки внимания принимал глава семейства. Обзавестись таким подарком от любимой женщины считалось очень почетным.

Носить его могли не только зрелые мужчины, а и молодые парни. Считалось, что ребенок, которому еще с младенчества мать даровала амулет со знаком Перуна, вырастет смелым и сильным. Печать дарила защиту от хитрости врагов, помогла избежать смерти во время сражения, а также оберегала от завистливых недоброжелателей.

Как выбрать символ Перуна для тату

Перунов знак, нанесенный на кожу в качестве тату, станет отличным защитником для человека, чтящего свой род и хранящего наследие предков. Татуировка с одним из символов бога-громовержца поможет обрести его силу, мужество и мудрость, стать более справедливым и сильным духом.

К выбору знаков покровителя воинов следует подходить внимательно, ведь, невзирая на общую воинственную магическую энергию, каждый из них имеет определенный «оттенок». Здесь также имеются свои важные особенности.

При выборе символа также следует учитывать несовместимость знаков Перуна и Велеса, о противостоянии которых ходят легенды.

Еще раз отметим, что женщинам символику громовержца разрешается носить лишь в качестве временного оберега или амулета – и то не все его знаки. Также нежелательной в качестве татуировки является Руна. Если во время движения рунический символ будет переворачиваться, то значение его станет обратным. Это может иметь серьезные негативные последствия.