Раздел второй. Во Христе один разум, или два? Таинственная христологическая периферия Он мыслит как бог

Мысль обратиться к данной теме была навеяна прошлым моим постом - , в котором приводилась цитата из русского перевода книги древнего армянского церковного историка Себеоса:

"Он не разделяет на две природы, на две ипостаси и две воли (միտք) " .

В целом очень качественный перевод на русский с древнеармянского языка, даже намного лучший, чем изданный перевод на современном армянском языке. Но все же, по крайней мере в одном месте автор русского перевода "затормозил". И что интересно, "затормозил" он как раз на представленном в обсуждаемой цитате армянском слове միտք (митк). Автор перевел "митк" как "воли", хотя на самом деле по-армянски "воли" - "камк", а "мит" буквально означает "мысль", "дума", "разум". То, что автор перевода именно "затормозил", а не ошибся, свидетельствует то, что к своему переводу он дописал в скобках оригинальное армянское слово. Т.е., дал понять, что не настаивает на таком переводе, что сам знает о несоответствии перевода смыслу слова, но видит такой перевод исходя из некоего ведомого ему контекста.

Могу предположить какими мыслями был движим переводчик, ставя в цитату вместо "разума" "волю". Дело в том, что сюжет об императоре Ираклии, а он, как мы знаем, тот самый, кто ввел в имперскую Церковь доктрину единой воли, что среди халкидонитов известно как "монофелитство". А это значит, что в воображении переводчика тема воль должна была бы быть здесь представленной. Укрепиться в таком неправильном мнении автору перевода могло помочь то обстоятельство, что в христологических спорах много говорилась о природах и волях, но фактически отсутствовала тема разума (или разумов). Кто и где когда-нибудь спорил о том, что во Христе при Его двух природах, два разума или все же один разум? Может кто-то и спорил с кем-то... да кому это известно? Мне, если честно, это не известно, и судя по всему, автору перевода это тоже не известно. Вот он и адаптировал свой перевод под такие представления. Кстати, если кому-то о таких спорах известно, дайте знать, пожалуйста.

Что касается обсуждаемого перевода, то я его сразу забраковал, поскольку считаю, что "митк" никак не может переводиться как "воли". Даже ни секунды не сомневаюсь, что оригинальный смысл цитаты содержит, помимо отрицания двух природ и двух ипостасей, именно отрицание двух разумов во Христе. Т.е., судя по сюжету книги Себеоса, собор Армянской Церкви отверг чью-то идею исповедания двух разумов во Христе. И я так понимаю, что как об исповедующих два разума во Христе написавший эти слова представлял халкидонитов с их двумя природами. А для нехалкидонитов где есть две природы, там сразу всплывают и две ипостаси. По дохалкидонской христологии иначе быть не может. Ну а если две ипостаси, то и два разума.

Я не знаю, исповедуют ли халкидониты два разума во Христе - божественный и человеческий, а потому надеюсь, что они сами мне об этом расскажут. Это если сами знают. Да и есть ли в наших конфессиях догматы на эту тему? Что-то я не слышал. Мне вообще дело представляется так, что даже если существуют четкие ответы на этот вопрос, 99% людей, даже интересующихся богословием, о них не знают. Если кто знает о таком догмате, или что-то обо всем этом знает больше меня, поделитесь, расскажите. Я даже готов разбанить любимых мной правослабных фриков, чтоб и они могли высказаться на эту интересную, но периферийную для христологии тему. А пока я всего этого не знаю, могу порассуждать в вольном полете мысли.

Как бы мы все не излагали христологию, будь мы нехалкидониты или халкидониты, так или иначе мы признаем во Христе соединение двух природ - божественной и человеческой. Но сколько во Христе разумов? Мы знаем, что хотя и по-разному, но как Бог, так и человек - существа разумные. Т.е. разум есть и у Бога, и у человека. Разница только в том, что разум Бога абсолютный, как Он Сам есть Существо абсолютное, а у человека, как существа ограниченного, и разум ограниченный. Но как обстоит дело с нашим представлением о разуме или разумах Христа, Который и Бог, и человек одновременно?

Начнем рассуждения с того, что тема разума во Христе напрямую связывается с ересью Аполлинария и борьбой Церкви против нее. Аполлинарий считал, что Логос в воплощении принял только человеческое тело с оживляющим его "духом", но не принял разумную душу, место которой занимал Сам Логос. Отцы Церкви боролись против такого еретического представления и настаивали, что Бог Слово во всей полноте принял человечество, а потому, несомненно, должен иметь разумную душу, стало быть, и человеческий разум. Это значит только одно - если для Аполлинария во Христе не было человеческого разума, то для нас наличие человеческого разума является не обсуждаемым фактом.

Мы знаем, что Бог Логос, имеющий бытие от вечности - Бог истинный и совершенный, а стало быть, Его разум божественный. Но что сталось после воплощения, когда Он, не переставая быть Богом, стал человеком? Получил второй разум? Значит во Христе два разума - божественный и человеческий? Но как можно мыслить двумя разумами? Это же раздвоение сознания, что является клиникой. Либо - две отдельно мыслящие Личности. Первый вариант - богохульство, второй - ересь. Но и один, только божественный разум является ересью. Замкнутый круг?

Поразмышляем о халкидонизме - как он мог бы решать эту проблему. Мы - христиане дохалкидонской веры, считаем, что если халкидониты исповедуют две природы, а не одну единую, то и ипостасей по такой вере должны быть две, стало быть и два разума. Но думают ли сами халкидониты о себе так же? Нет, они считают, что исповедуют одну ипостась. При этом, исповедуемая ими ипостась Христа только божественная! Человеческая природа по их представлениям во Христе безыпостасна. Я такую криптоаполлинаристическую христологию иронично называю "ипостасным монофизитством", поскольку если ипостась Христа чисто божественная, то Сам Христос только Бог, и никакой не человек.

Но что с разумом или разумами? Тут как и в теме с волями возникает вопрос - а разум принадлежит ипостаси, или природе? Если разум для халкидонитов относится к природе, то тогда во Христе два разума от каждой природы. Если разум относится к ипостаси, то для халкидонитов у Христа только божественный разум. Не знаю, что могли бы по этой теме сказать другие отцы халкидонизма, но судя по всему, Максим Исповедник - автор идеи, что воля относится к природе, разум тоже относил к природе, считая ее не только волящей, но и мыслящей: "Не только у божественной и нетварной природы ничто природное не вынужденно, но даже и у сотворенной и мыслящей. Ведь то, что по природе разумно, обладает разумным стремлением как природной способностью, которая и называется хотением мыслящей души, посредством которого мы, желая, помышляем, и, помышляя и желая, хотим" .

Если кто-то решит мне возражать, мол, у Максима не природы волят и мыслят, а мыслит и волит ипостась, но "по двум природам", то рекомендую таковым не париться напрасно, пытаясь мне что-то доказать исходя из своих любительских представлений. Я понимаю, что нормальному человеку невозможно понять, как это природа может волить или мыслить. Но в том-то весь фикус, что к учению Максима не стоит подходить с нормальными представлениями о природе и личности. Природа для Максима - это не та природа, которую представляют нормальные люди. Для Максима две природы во Христе - это Бог и человек, которые все делают как и положено отдельному Богу и отдельному человеку. Вот эти Бог и человек волят и мыслят, и все это называется "волящими и мыслящими природами".

Говоря совсем просто, для Максима "природы" - это тоже самое, что в дохалкидонском богословии было ипостасями. Т.е., как не пытайся отойти от исповедания халкидонитами двух ипостасей, все возвращается к двум ипостасям. Остается предположить, что проблему раздвоения мышления и мыслительных противоречий в доктрине двух разумов преодолевается как и в случае двух воль - человеческий разум во всем последует за божественным, а потому не случается клинической дисгармонии. Но это никак не решает проблемы двух мыслящих. Встают перед глазами фантомы "двух Сынов", и даже Несторий на том свете открещивается от такой ереси, исповедуя едино волящего Господа, и едино мыслящего, своим единым разумом Бога и человека.

Мой любимый древнегреческий Шура Пушкинский любит "православно" язвить о том, что "монофизиты верят как несториане". Высказывание это по форме тупое, но в сути верное. Шура и ему подобные фрики по малоумию не могут понять, что несториане вместе с миафизитами представляют общую для них дохалкидонскую богословскую традицию, а потому многое в их представлениях едино. Если что-то исповедуют и несториане, и миафизиты, то это общее древнее предание неразделенной Церкви, и только глупец может зубоскалить на это. Вот халкидониты возникли позже, а потому оторвались от дохалкидонской традиции. Если халкидониты в том или этом не разделяют единых для несториан и миафизитов представлений, то значит они вместо этого исповедуют некий новодел. Так вот, новоделом как раз и является вера халкидонитов в волящие и мыслящие "природы".

Как по мне, гармоничо сложить признание единства разума Христова с тем, что в Нем и божественный и человеческий разум, можно только с признанием того, что волит и мыслит единая Богочеловеческая Личность. Признаешь ли ты только две природы (как несториане), признаешь ли ты и единство из двух природ (как миафизиты), то без ереси и богохульства можешь представить Христа мыслящего едино как Бога и человека, если понимаешь Его Личность единой, как Бога и человека. Халкидонит этого представить не может, потому что его Христос только Бог по ипостаси, да к тому же халкидонизм понятия личности не имеет. Халкидонит обречен либо признавать только божественный разум во Христе, если отнесет разум к ипостаси, либо будет признавать два отдельных разума, если отнесет их к природе. Как у них на самом деле, повторюсь, я не знаю. Все, что я написал об их представлениях - это мои рассуждения. Поэтому надеюсь, что они мне сами все расскажут. Ну а если не расскажут, то значит они сами не знают, как оно у них правильно.

Но кто-то может сказать, что единство Богочеловеческой Личности не решает проблемы единства разума, если во Христе и божественный разум, и человеческий. Ведь разум - это даже не воля, когда Христос может волить своим единым волением то как Бог, то как человек. С мышлением так не получится. Должно быть или то, или это - либо Он мыслит как Бог, абсолютным разумом, либо как человек, разумом ограниченным. Это тупик? Да, для тех, кто зациклен на неких каменновековых "догматах" это несомненый тупик. Но я вольный художник, а потому свободен в своих богословских представлениях. Лично я не вижу тут ни то что тупика, но и хотя бы маленькой неувязки.

Если придерживаться миафизитской христологической логики до конца, то вопрос решается достаточно легко. Во Христе в полноте представлено все и божественное, и человеческое, но все оно пребывает в реальном единстве. Вследствие единства природы Бога очеловечившегося, возможна Его единая Богочеловеческая ипостась. Единая Личность Богочеловека, единая Его богочеловеческая воля, един и Его богочеловеческий разум. Бог умаляется ради нас, становясь человеком, Бесстрастный становится в Его земной жизни страстным, Бессмертный в Его земной жизни становится смертным, Абсолютный Разум по домостроительству ограничивает Себя, становясь в Его земной жизни разумом человеческим. Только этим и можно объяснить, как Христос мог не знать о времени Пришествия. Здесь уже не приходится богохульствовать, приписывая Господу лживость, типа Он знал, но соврал ученикам, что не знает.

Как Бог став человеком мог бы не страдать, мог и не умирать, но добровольно понес наши немощи и ограничения, и страдал, и умер, точно так же, будучи Всеведающим, Он добровльно стал ограниченным в знании. И никакого раздвоения сознания. То, что добровольно Христос попускал и ограничивал в земной жизни, Он уже не имел нужды попускать и ограничивать с Вознесением в Царство Небесное. Христос и сейчас настоящий человек, там в Царстве Его, но Он уже не страстен, не смертен и не ограничен ничем. Христос и сейчас настоящий человек, с человеческой плотью, но это бессмертная плоть Бога. Христос и сейчас настоящий человек, с человеческим разумом, но это неограниченный Абсолютный Разум Бога. Он один - Разум и Бога, и человека.

Для халкидонитов же и в Царстве Божьем этот вопрос не решается. Если разум для них относится к ипостаси, то и в Царстве Небесном разум Христос только божественный, как для Аполлинария. Если разум относится к природам, то и в Царстве их остается два. А два разума - два мыслящих. Решения как не было на земле, так его нет и на Небесах.

Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь Витале Джо

Думайте как Бог

Думайте как Бог

Много лет назад мне довелось читать лекцию на тему «Думать как Бог». В ходе выступления я рассказывал истории о том, как люди излечивались от слепоты, аутизма или становились миллионерами, когда и первое, и второе, и третье казалось невозможным.

Затем я предложил аудитории раскрепоститься, избавиться от надуманных внутренних ограничений и представить, что каждый из присутствующих наделен сверхъестественными способностями. Это упражнение вселило в людей уверенность. Слушателям оно очень понравилось, поскольку позволило им освободиться от ограничений и мыслить более масштабными категориями, чем обычно. Согласитесь, Бог не будет переживать, сомневаться, пререкаться, откладывать на потом, оставлять без внимания или мелочиться. В конце концов, что бы вы делали, если бы в ваших руках были все возможности Бога?

Не имеет значения, как вы относитесь к Богу. Возможно, вы допускаете, что Бог – некая сущность, наделенная неограниченной силой. Итак, если бы вы думали как Бог, что бы вы себе пожелали? Что бы вы пожелали миру?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Не думайте плохо о заказчике Очень важное правило. Если вы о своих клиентах думаете плохо, презираете их, вам ничего не светит. Лучше вообще не занимайтесь переговорами в частности и бизнесом вообще. Потому что, как бы вы не скрывали свое отношение, невербальные реакции

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Не думайте о плохом Если вы чувствуете, что вас одолевает беспокойство, постарайтесь отвлечься от этих мыслей: займитесь каким-нибудь делом; наведите порядок на рабочем столе или в шкафу (это создает иллюзию, что все находится под контролем); старайтесь

Из книги 44 совета по достижению успеха автора Правдина Наталия Борисовна

Думайте о завтрашнем дне Так уж устроен человек, что не любит задумываться о будущем, а зря! Мы создаем свое будущее сами. Ежедневным трудом. И для того, чтобы преклонный возраст стал для нас не надвигающимся ужасом, а «временем путешествий», как говорят на Западе, то

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Думайте о конечном результате Не будем забывать о том, что мы стремимся не просто избавиться от физических недугов, а обрести благополучие и жизненное равновесие. Майкл Виккет, известный духовный лидер, наставник и оратор, советует: "Пусть в новую жизнь вас ведут

Из книги Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь автора Витале Джо

Думайте как Бог Много лет назад мне довелось читать лекцию на тему «Думать как Бог». В ходе выступления я рассказывал истории о том, как люди излечивались от слепоты, аутизма или становились миллионерами, когда и первое, и второе, и третье казалось невозможным.Затем я

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

«Думайте вслух» Женская слабость - думать и говорить одновременно. Современное поколение женщин, конечно, старается сначала обдумать сказанное, а потом произнести обдуманное. Но сколько ни терпи, все равно вырвется лишнее словечко. Это явный недостаток женского

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Шаг одиннадцатый. Думайте о хорошем!

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Думайте о хорошем Это крайне важно: ведь если вы сосредоточитесь на своих проблемах, сконцентрируетесь на ощущениях жертвы, на каких-то неприятностях – в вашей жизни прибавится негативных событий. В этом нет ничего примитивно-наивного, это первый закон психологии по

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Думайте, прежде чем говорить Может быть, вы и не страдаете от нерешительности. Предположим, вы не только никогда не ходите вокруг да около, но и способны повести себя бесцеремонно, даже грубо. Вероятно, все дело в выборе слов, а может, у вас просто такая манера. Или и то и

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Думайте: внутренний рулевой Как рулевой моей души справляется со своей задачей? Ведь от этого зависит все. Марк Аврелий Теперь давайте рассмотрим часть «думайте» принципа «Познайте себя». Древние мыслители считали, что мы создаем мир своими мыслями, и от того, насколько

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Думайте сами Не нужно иметь финансового образования, чтобы понять разницу между известными и неизвестными рисками – или для осознания того, что убежденность в возможности точной оценки рисков в неопределенном мире порождает иллюзию определенности.

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Думайте, играйте, побеждайте Мышление – процесс, безусловно, серьезный, но все мы замечали: лучше у нас получается то, что мы делаем как будто играючи – и всерьез, и не совсем всерьез. Играть – значит, примерять на себя какие-то роли – разные для разных жизненных

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Думайте как путешественник Бывали ли вы когда-нибудь в незнакомом городе? Мы все слышали, что «путешествия расширяют сознание», под этим клише скрывается глубокая правда. Вещи становятся заметными, когда отличаются от того, что нам привычно, мы обращаем внимание

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Думайте позитивно Строение мозга в абсолютном смысле определяет то, как мы воспринимаем наш мир. Любой опыт, который мы переживаем, осваивается одним и тем же примитивным путем. Все, что мы переживаем, сначала познается через ощущения. Потом, прежде чем быть осмысленным

Чем живет Бог? Что Его волнует? Что занимает Его мысли?

Из-за того, что Бог вне времени и над временем, у Него по сути нет прошлого, настоящего или будущего. Прошлое, настоящее и будущее существует только для нас.

Смерть Сына для Бога-Отца - это не событие прошлого, это реальность, навсегда остающаяся перед глазами Бога. Поэтому прежде всего Он думает о жертве Его Сына и только с точки зрения этой жертвы Он думает обо всем остальном. Бог думает обо всем через призму жертвы Его Сына.

Мне нравится английское выражение на эту тему: God is about the Gospel (Бог - об Евангелии. Бог - по поводу Евангелия). Буквальный перевод, наверное, звучит по-русски не совсем грамотно, но мне нравится, как сжато эта фраза выражает суть рассматриваемого вопроса: Бог всеми Своими мыслями в Евангелии.

Несколько примеров того, что Бога волнует Евангелие больше других вопросов:

Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. ~ Деян. 13:6-12

Елима волхв не ослеп, когда волхвовал, но только тогда, когда стал противиться, чтобы Павел проповедовал Евангелие римскому правителю. И всё это потому что Бог - об Евангелии, а не о грехах.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. ~ Матф. 11:23-24

Иисус плакал о Капернауме, не принявшем Евангелие, и сравнивал его с Содомом, погрязшем в грехе. Но отвержение Евангелия для Него хуже, чем грех.

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. ~ Деян. 10:34-44

Петр проповедовал о разных вещах, но Дух Святой сошел на слушающих, именно когда он заговорил о прощении грехов - о сути Евангелия (читайте об этом "Суть Нового Завета"). Духу Святому нравится эта тема. Она в центре внимания Бога.

Если хочешь быть поближе к сердцу Бога, будь поближе к Евангелию. Размышляй о нем, ходи в нем, живи им. Думай как Бог.

Однако всё вышесказанное относится только к Евангелию благодати, за которое заплачена цена Крови Иисуса Христа. Все остальные "евангелия" с примесью закона, человеческих дел и усилий, не имеют никакого отношения к сердцу Бога:

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. ~ Гал. 1:6-9


УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ МЫСЛИ

«Станьте проводниками новых мыслей. Правильная мысль идёт от Бога. Будем мыслить так, как мыслит Бог. Умный человек мыслит как Бог. Мысли как Бог, и всё перед тобою откроется. Ты всё поймёшь.

Какова задача человека в жизни? Быть проводником Божественных мыслей и чувств. Пока человек является их проводником, он пользуется поддержкой Бога.

Какую бы работу человек ни совершал, он должен сознавать себя проводником Божественного Начала в мире. Работаешь ли, пишешь ли, читаешь ли, играешь ли на скрипке, копаешь ли, скорбишь ли, радуешься ли, знай, что ты проводник Божественного Начала в мире. Тогда и с десятью скорбями легко справишься.

Христос говорит: «Печаль ваша обратится в радость»

1

. Когда? Когда человек даст путь Божественному Началу в себе!»

Учитель

Бог есть Любовь. Всякая Любовь – это проявление Бога. Бог есть Мудрость. Всякая правильная мысль, всякая разумность – это проявление Бога.

Чем более человек продвинулся в своём развитии, тем более совершенно, чисто и полно он воспринимает и выражает Божию Мысль. И чем лучше он познаёт Божию Мысль, тем правильнее его мысль. Учитель говорит:

«Если вы хотите быть людьми нового и хотите, чтобы вас любили, вы должны мыслить правильно, должны иметь великую мысль.

Человек должен стремиться мыслить так, как мыслит Бог.

Тысячи лет человек будет учиться этой великой науке –мыслить! Мыслить правильно – это самое прекрасное!

Правильная мысль может упорядочить жизнь. А если человеческая жизнь не упорядочена, что это за мысль! Мир будет исправлен через мысль».

Человеческая мысль есть отражение Божественной Мысли. Любая правильная мысль – это образ Божественной идеи. Мысль – это единение с Первопричиной. Учитель говорит:

«Бог мыслит, и мы должны начать мыслить. Как? Как Бог мыслит.

Иной говорит: «Я мыслю». – Тогда я спрошу: «Мыслишь ли ты как Бог?» – Он отвечает: «Не знаю». Это показывает, что у него нет той единицы измерения, которой определяют вещи.

Чтобы наша мысль была правильной, мы должны быть в связи с Богом и со всеми Разумными Существами, которые завершили свою Эволюцию и начали мыслить правильно».

Если человек мыслит не так, как Бог, его мысль неправильна и тогда его отношения с другими будут неестественными. Учитель говорит:

«Запомните: ваше отношение к другим должно быть таким, каково: ношение Бога к ним. Вот что означает мыслить так, как мыслит Бог.

Если я мыслю так же, как мыслит Бог, я буду таким, как если бы во мне действовал Бог. Во мне проявится прекрасное и великое чувство, присущее Богу. Именно тогда Бог станет работать во мне, и я буду учиться у Него».

Мы подошли к фазе изучения Божией Мысли, чтобы войти 5 соприкосновение с Богом. Учитель говорит:

«Тот, кто хочет учиться, – должен быть постоянно в соприкосновении с Богом Мудрости.

Каждый человек, который может войти в связь с Божией Мыслью, может быть господином тех условий, в которых он живёт.

Единственное наиболее существенное и самое реальное, к чему нужно стремиться в нынешней жизни, – это познание форм Божией Мысли. Каждый человек, познающий формы Божией Мысли, может обрести помощь Господа. В Писании говорится: «Дух Господа со мной» 2 . Это значит: «Формы Божией Мысли со мной, я познаю законы Божией Мысли».

Всякое разумное проявление в человеке – это проявление Бога.

«Только Божия Мысль реальна. Там, где она существует, есть результат».

Учитель приводит следующую аналогию.

«Жизнь плоти – это жизнь в утробе матери. Та же жизнь, о которой говорю я, подразумевает единение с Божией Мыслью или новорождение. И после новорождения ваша мать будет с вами, но она будет заботиться о вас иначе.

Сегодня Божия Мысль окружает вас со всех сторон, как нерожденное дитя окружено со всех сторон материнской утробой. Но придёт время, когда Божия Мысль будет входить в вас новым способом.

После рождения мать даёт вам условия и пищу, но питаться вы будете сами. Мыслить и чувствовать – вот что означает питаться самим. Чем правильнее вы мыслите и чувствуете, тем лучше питаете свой ум и своё сердце».

Эти слова Учителя означают: низшие существа, в которых правильная мысль ещё не действует, – не рождены. Они находятся в утробе своей матери, то есть Божия Мысль руководит ими, и они находятся в бессознательном или, вернее, подсознательном состоянии. Но когда такое существо начинает мыслить правильно, оно становится новорожденным и уже воспринимает Божию Мысль своим сознанием, оно начинает сознательно работать с нею. Учитель говорит:

«Я желаю вам иметь правильную связь с Богом, связь между Божией Мыслью и вашей душой.

Работайте над своим умом, сердцем и волей, организуйте их силы, чтобы стать проводником Божией Мысли, Божественной идеи.

Чем чувства человека добрее, тем лучше он выражает Божественную Мысль. Поэтому нужно начать с Любви. Только Любовь может исправить человеческие чувства, и тогда человек становится восприимчивым к Божией Мысли».

Любовь и чистота – условия, необходимые для правильной связи с Богом. А эта связь необходима, чтобы мы восприняли Божию Мысль. Учитель говорит:

«Для человека нет ничего лучше, чем жить в Боге и чтобы Бог жил в нём. Только тогда он сможет понять, что такое Любовь, Мудрость, Истина, Правда, Добродетель, Милосердие, Кротость и Воздержание.

Все Существа, живущие в Боге и с Богом, улыбаются».

1 Ин 16:20 «... но печаль ваша в радость будет».

2 Лк 4:18 «Дух Господа на Мне».